Опыт ПУМБ свидетельствует: идя вразрез с общепринятыми рыночными тенденциями, можно неплохо преуспеть.
Банковские отделения и филиалы первыми ощутили на себе негативное влияние финансового кризиса. Все банки можно условно разделить на три категории. К первой, довольно многочисленной, относятся те из них, которым придется расстаться с частью своих точек продаж. Вторая ограничится лишь замораживанием открытия новых отделений. Третья, немногочисленная, воспользуется шансом для укрепления и расширения своих позиций как на уровне конкуренции за клиентов и доступа к ним, так и на уровне вхождения в привлекательные регионы и места для точек продаж и филиалов. В их числе Первый Украинский Международный банк, который благодаря утвержденной Стратегии развития вразрез преобладающей тенденции по закрытию филиалов и отделений банками-конкурентами продолжает их открывать. В конце октября он открыл новое здание филиала в Одессе, оборудованное наиболее прогрессивными технологическими новинками, – один из 11 подобных филиалов банка, присутствующего по всей Украине. Помимо филиалов, ПУМБ также продолжает развивать и сеть точек продаж. Фин-учреждение изначально избрало поступательный план развития, ориентируясь на перспективу и эффективность каждого отдельно взятого отделения. Так, в соответствии со Стратегией развития до конца 2008 г. ПУМБ откроет, как и планировал, все отделения и доведет количество точек продаж до 141. Немного как для одного из лидеров банковской системы страны, но для ПУМБ, позиционирование которого – Комфортный банк, важно не количество, а качество.
Кадровый ход
Идти вразрез с преобладающими на рынке тенденциями ПУМБ практикует уже не впервые. В начале 2000-х, когда отечественные финучреждения активно кредитовали корпоративный бизнес, банк первоочередное внимание уделил внедрению процедур риск-менеджемента по западным стандартам. В краткосрочной перспективе это вылилось в более низкие темпы роста его бизнеса по сравнению с рынком. Однако уже сегодня ПУМБ пожинает плоды удачного хода: у него одна из лучших систем риск-менеджмента в Украине и, следовательно, качественный кредитный портфель. А это в нынешней ситуации – одна из основ дальнейшего безболезненного развития.
Еще один довольно нехарактерный для украинского рынка шаг недавно предприняли акционеры банка. Они пригласили возглавить ПУМБ иностранного топ-менеджера Рафала Ющака, банкира с более чем 12-летним стажем работы на руководящих должностях в различных польских и международных банковских учреждениях. Причем до ПУМБ он был главным исполнительным директором (CEO) PKO Bank Polski SA – одного из лидеров польского банковского рынка. Подобная практика не распространена в Украине, ведь даже западные инвесторы, покупая украинские банки, предпочитали оставлять у руководства местных топ-менеджеров.
В зоне ответственности господина Ющака – формирование политики взаимоотношений с акционерами ПУМБ, государственными и контролирующими органами, разработака и реализация общей Стратегии развития и деятельности банка, сопровождение формирования учетной и налоговой политики.
Рафал Ющак – о своих планах и задачах в ПУМБ рассказал в беседе с «&» Планируются ли какие-либо изменения в Стратегии банка в связи с нынешней ситуацией в экономике страны? На каком бизнес-направлении Вы сконцентрируете свои усилия в банке? При открытии новых точек продаж, что в их работе всегда остается неизменным, а какие региональные особенности учитываются, и почему? Какой Ваш прежний опыт окажется наиболее востребованным в ПУМБ?
Естественно, изменения будут. Мы сейчас работаем над новой Стратегией, которая направлена на то, чтобы ПУМБ стал поистине универсальным банком. Во время кризиса первым приоритетом для нас остается сохранение хороших отношений с нашими клиентами, особенно с теми, с кем банк работает на протяжении нескольких лет. И наше позиционирование Комфортный банк означает, что мы работаем с клиентами не только в благополучные времена, но и в кризисные моменты.
Основным направлением банка в данный момент является корпоративный бизнес. Именно он сейчас – локомотив дохода для банка. Если говорить о планах на будущее, то в дальнейшем мы планируем внедрить такие продукты, как cash-кредиты, и интенсифицировать работу с кредитными картами, повысить качество обслуживания клиентов. Мы планируем и дальше развивать розничный бизнес, и, надеюсь, в ближайшее время в ПУМБ будет лучший интернет-банкинг и лучший call-center. Я хочу, чтобы ПУМБ был не тем банком, который следует за другими, а тем фининститутом, на который равняются все остальные.
Мы хотим, чтобы все отделения ПУМБ имели одинаковый вид, поэтому оформляем все точки продаж во всех регионах Украины согласно одному стандарту, одному бренд-буку. И самое главное, стремимся к тому, чтобы вне зависимости от типа подразделения (будь то филиал либо же отделение по обслуживанию физических лиц), процесс обслуживания наших клиентов характеризовался исключительно Комфортом.
Есть одна область деятельности, в которой я разбираюсь лучше всего, – это change-management. В польских и международных банках я был вовлечен во многие проекты, связанные с change-management. Я думаю, что этот опыт пригодится мне и в Украине, особенно в период кризиса. Также здесь востребованным будет еще одно мое умение – найти единомышленников внутри компании, за ее пределами, объединить их в одну Команду. Я считаю, что если люди верят в свои силы, в то, что они смогут сделать многое, то они обязательно добьются всего и для успеха Команды, и для своего собственного!