Благодаря портативным компьютерам падение потребительского спроса в период кризиса не стало очень болезненным для торговцев ПК.
Ноутбук становится наиболее предпочтительным персональным компьютером на потребительском рынке. Об этом говорят не только и не столько темпы роста их продаж в Украине, которые за январь-сентябрь 2008 г., по данным GfK Ukraine, составили 131% в количественном измерении, сколько тот факт, что портативных компьютеров в сентябре было продано больше, чем настольных (51,2%). А ведь еще в 2007 г. доля ноутбуков в структуре продаж ПК не превышала 30%. О природе таких изменений на украинском рынке и влиянии кризиса мы говорили с Константином Кивой, старшим IT-менеджером компании Samsung Electronics Украина.
Подрежет ли кризис крылья тренду роста продаж ноутбуков в Украине?
В последнее месяцы было отмечено негативное влияние кризиса на объем продаж. В значительной мере это связано с ростом курса доллара, что усложнило поставки новых товаров. С другой стороны, розница, подстегиваемая инфляционными ожиданиями и отягощенная огромным количеством наличности, снятой с банковских счетов, сгладила падение продаж. Когда гривня стабилизировалась, люди стали более консервативно относиться к покупкам и в рознице произошел спад, причем намного более серьезный, чем в момент повышения курса доллара.
Высокие темпы роста продаж ноутбуков в Украине за последние три-четыре года были подогреты также кредитованием в рознице. По имеющимся у нас данным, доля розничных продаж ноутбуков в кредит варьировалась от 30 до 70% в зависимости от ценовой категории и типа торговой точки. Если кредитование станет невозможным, можно ожидать снижения объемов продаж. Однако благодаря тренду замещения десктопов ноутбуками снижение не будет значительным.
Если говорить о корпоративном канале продаж, то эта категория тоже пострадает в связи с кризисом в различных секторах бизнеса. К примеру, ранее при активном развитии потребкредитования банки закупали ноутбуки для оснащения розничных точек. Сейчас это направление банковского бизнеса активно сворачивается.
Рынок ноутбуков разделяется на несколько сегментов. Какие потребности будут удовлетворять различные сегменты?
Есть две типичные модели потребления:
замена десктопу и ультрапортативные устройства. В последнее время сегментов на рынке ноутбуков стало намного больше, что диктуется попытками производителей выйти в премиум-категорию (ставка на дизайн), создать устройство, пограничное с другими рынками (конвергенция мобильных телефонов и компьютеров) и некоторыми другими мотивами.
Как вы оцениваете перспективу нетбуков в мире в целом и Украине в частности? Какая целевая аудитория подобной продукции?
Первый запуск нетбуков наделал много шума, но оказалось, что ввиду технических характеристик они не могли выполнять многие задачи. Следующее поколение с увеличенными экранами (9, 10 и 12 дюймов), жестким диском и достаточным объемом оперативной памяти позволяет использовать различные приложения. Продукт Samsung в данном сегменте уже готов, однако из-за кризиса мы внесли определенные корректировки относительно даты выхода устройства.
Нетбуки нельзя расценивать как полноценную замену ноутбукам. Целевую аудиторию можно разделить на потребителей, совершающих первую покупку компьютера (причем в нижнем ценовом диапазоне), и совершающих покупку второго устройства. Так, дублирование гаджетов (покупка нескольких схожих устройств для различных задач) сегодня достаточно популярно.
В толковании термина «нетбук» существует две ключевых позиции, диктуемые компаниями Intel и Microsoft. Первая говорит, что нетбук – это устройство с процессором Atom, изначально разрабатывавшимся для КПК. Microsoft же утверждает, что нетбуками будут называться все устройства, на которые станут устанавливать операционную систему Windows XP Home Edition (поддержка XP с будущего года для иных ПК прекращается).
В Украине уровень проникновения ПК значительно ниже, чем в Европе и США, а также ниже уровень дохода. Это дает основания полагать, что нетбуки будут зачастую рассматриваться в качестве первой покупки компьютера в ущерб функциональности и производительности. Пока продажи нетбуков в нашей стране незначительны, но с появлением устройств с нормальным жестким диском перспектива достаточно оптимистична.
Samsung отреагировал на тренд роста продаж нетбуков достаточно поздно. За счет чего намерены отыгрываться?
Опять-таки, если говорить о первом поколении с ограниченной функциональностью, то следует отметить, что мы действительно опоздали. Но появление в этом сегменте нашего продукта, соответствующего второму поколению, можно назвать своевременным. Прогнозировать нашу рыночную долю в данном сегменте пока достаточно сложно, однако мы намерены сохранять примерно те же позиции по нетбукам, что и по ноутбукам (15-20% рынка).
Сегодня актуален вопрос оснащения ноутбуков и нетбуков модулями операторской связи (UMTS, WiMAX, CDMA). Какой из стандартов наиболее перспективный и предпочтительный для Samsung?
В наших ноутбуках, нетбуках и UMPC возможна установка модуля 3G-связи (UMTS/HSPA). Один из таких модемов, устанавливаемых на наши устройства, проходит сертификацию в Укрчастотнадзоре. Кроме того, наш отдел телекоммуникаций выпустил на рынок USB-модем, работающий в сетях UMTS. Устройства с поддержкой иных стандартов связи мы пока не планируем поставлять на украинский рынок, так как услуги на основе этих стандартов недостаточно распространены.
В вашем первом представленном нетбуке 3G-модем устанавливается опционально. С чем связано такое решение?
Нетбук – бюджетное устройство, и наличие 3G-модема делает его значительно дороже, ведь себестоимость такого устройства достигает $70. Поэтому нетбуки с 3G-модемом будут поставляться по мере необходимости.
Молодой и перспективный Одной из наиболее успешных и своевременных маркетинговых находок на рынке ПК за последние годы по праву можно назвать внедрение термина «нетбук». Это слово было популяризировано не без помощи Intel в начале 2008 г. и объединило в себе мощное течение сверхкомпактных портативных ПК по невысокой цене и с минимально необходимыми функциями. Данные преимущества вкупе с оптимизацией потребителями своих расходов в условиях кризиса и растущим спросом на устройства для работы с Интернетом заставили ведущие исследовательские компании считаться с нетбуками. Так, Gartner прогнозирует, что продажи уменьшенных ноутбуков в 2012 г. достигнут 50 млн. шт., притом что в текущем году продажи таких устройств едва перевалят за 5 млн. шт. Лучше других сыграл на тренде тайваньский Asus, первый представивший устройство Eee PC еще в конце минувшего года. Нетбук с 7-дюймовым дисплеем твердотельным накопителем на 4 Гб и процессором Intel Celeron 900 МГц был предложен всего за $300, что наделало много шума на рынке. Эта и другие модификации Eee PC к концу 2008 г. разойдутся по миру тиражом 1,6 млн., что поможет повысить продажи ноутбуков компании Asus в четыре раза за этот год. Помимо Asus, на данном рынке масштабно представлен только его соотечественник Acer. По подсчетам IDC, вместе они контролируют 80% рынка нетбуков. Интересен и тот факт, что основными движущими рынками для нетбуков являются развивающиеся страны, где важна цена. Аналитики Gartner подсчитали, что в Европе, Африке и на Ближнем Востоке эти устройства подняли общие продажи ноутбуков примерно на четверть. Количество проданных нетбуков на этих рынках за III квартал текущего года достигло 2 млн. ед из 28 млн. ед ноутбуков, реализованных за этот период, уточняют в IDC. Еще 4 млн. нетбуков будет продано в регионе EMEA к новогодним праздникам. Между тем, развитие сегмента нетбуков вряд ли станет панацеей для производителей в условиях кризиса. Напротив, для большинства вендоров портативных компьютеров это сродни буре после длительного штиля. Ведь низкая маржинальность бизнеса по производству сверхдешевых ноутбуков сдерживает энтузиазм многих из них. Однако значительный резонанс на рынке и наличие компаний, готовых взяться за этот бизнес не позволяют ведущим вендорам занимать пассивную позицию. Опасность для лидеров рынка обусловлена еще и тем, что для многих потенциальных покупателей ПК нетбук станет вполне приемлемым устройством, даже несмотря на свою ограниченную функциональность. Все это спровоцировало целый ряд анонсов и релизов со стороны большинства производителей ноутбуков. Нашлись и такие компании, которые отказались от подобных планов. Старший директор по управлению мобильными продуктами компании Fujitsu Пол Мур скептически отнесся к производству нетбуков, заявив, что даже если компания займет свою долю нового рынка, это ничего ей не принесет, поскольку продукт не имеет маржи. Еще более беспощаден был глава Apple Стив Джобс: «Мы не знаем, как сделать компьютер дешевле $500, чтобы при этом он не представлял собой груду мусора». Даже Microsoft, «паразитирующий» на продажах ноутбуков (предустановленные ОС в ноутбуках – львиная доля выручки компании от данного направления), был вынужден внести изменения в политику поставок Windows, разрешив оснащать Windows XP Home Edition новые нетбуки. По мнению аналитиков, этот шаг был вызван нежеланием софтверной компании отдавать перспективный рынок конкурирующему Linux. Попытки разнести ноутбуки и нетбуки по разным (не пересекающимся) сегментам – то, что можно наблюдать сегодня. Наиболее радикальная идея заключается в том, чтобы продавать нетбуки не в компьютерных магазинах, а в салонах связи. Среди других решений – позиционирование нетбуков в качестве второго устройства. Образовательные меры, по мнению участников рынка, также важны: «Необходимо рассказать, что нетбук обладает ограниченным набором функций: работа в Интернете и простейшие офисные задачи», – считает глава украинского офиса Acer Дмитрий Елизаров. |