MacDougall’s. Локомотив русского искусства

В отличие от гиганта Christie’s молодой аукционный дом MacDougall’s находится на стадии стремительного роста. Ноябрьские торги должны укрепить его позиции.


Можно сказать, что аукцион MacDougall’s появился благодаря двум событиям. Первое – женитьба англичанина Уильяма и россиянки Елены. Второе – покупка супругами Макдугалл, которые на тот момент уже перебрались в Лондон, работы русского символиста Судейкина. В 1993 г. она досталась им за 700 фунтов стерлингов. Десять лет спустя они продали эту картину за 8,5 тыс. фунтов. К началу 2000-х для них это был далеко не единственный случай удачного размещения капитала на рынке русского искусства. В то время Уильям зарабатывал тем, что руководил инвестициями 4-миллиардного пенсионного фонда. Екатерина, получив в Британии экономическое образование, занималась стратегией развития лондонского отделения BNP Paribas. К 2004-му они поняли, что западные аукционные дома не успевают за развитием интереса к русскому искусству среди граждан бывшего СССР.


Свои первые торги MacDougall’s провел 30 ноября 2004 г., выставив 106 лотов оценочной стоимостью около 1 млн. фунтов. Поначалу продажи не были впечатляющими. «Собираясь открыть свой аукционный дом, мы, откровенно говоря, не представляли, что за этим стоит, – вспоминает Екатерина. – Все оказалось немного сложнее, чем просто собрать картинки и наклеить бирки…». Тем не менее Макдугаллы довольно быстро разобрались что к чему. Собирая собственную коллекцию русского искусства в течение более чем десяти лет, они создали главный капитал: около 1 тыс. имен русских художников-эмигрантов, практически неизвестных в России, и обширные знакомства с их семьями во Франции.


Рыночный оптимизм Уильяма Макдугалла основывался на следующих доводах. Первое: новые русские миллионеры, чьи детство и юность прошли в небольших квартирах, приобретают особняки, стены которых необходимо чем-то украсить. Второе: за последние 50 лет индекс мировых арт-цен рос с такой же скоростью, как и американский S&P 500.


Соображения г-на Макдугалла стали оправдываться довольно скоро. Ровно через год, в ноябре 2005-го, каталог MacDougall’s состоял уже из 200 лотов, а продажи достигли $4,5 млн. В ноябре 2007 г. – 500 лотов и $22,3 млн., а в июне 2008-го с выручкой $24,1 млн. он вышел на вторую позицию по продажам русского искусства в Лондоне, обогнав даже Christie’s. Количество ноябрьских лотов 2008 г. MacDougall’s выражается и вовсе фантастической цифрой – 700. Часть из работ, которые будут проданы с 25 по 27 ноября, показали на предаукционной выставке в Киевском музее русского искусства. В качестве топ-лотов осенних торгов MacDougall’s фигурируют 122 эскиза к «Книге Маркизы» Константина Сомова (предварительная оценка 1,5-3 млн. фунтов) и работа этюдного характера Исаака Левитана «Иллюминация Кремля» (0,9-1,5 млн. фунтов).







«Большие  красивые картины»


Эдуард Дымшиц, заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения:
– На предаукционной выставке в Москве MacDougall’s показали оригинальные иллюстрации Сомова к эротическому изданию «Книга Маркизы». К нам же приехали, как сказала Екатерина Макдугалл, «большие красивые картины». Очевидно, киевская выставка была рассчитана на местного покупателя, вкус которого отличается некой бюргерской основой и предполагает размер, красоту, широкую раму…
Круг имен, представленных MacDougall’s, был несколько шире, чем у Сhristie’s, но и художественная ценность этих произведений также колебалась в более широком диапазоне. Мне показались интересными работы Александра Беггрова «Вид Санкт-Петербурга из устья Невы», Николая Калмакова «Леда и лебедь». Неплохое впечатление производит картина Степана Колесникова «Рыбаки, чинящие сеть».
Разумеется, концепция развития дома MacDougall’s отличается от Christie’s. MacDougall’s пришел в Киев раньше других западных аукционных домов, и сегодня развивается хорошими темпами. Он все чаще обращается к современному искусству, и это правильная, на мой взгляд, стратегия, которая будет приносить все большую прибыль.

Залишити відповідь