Управление собой – это управление своим состоянием, желаниями и эмоциями, планами и поведением, это умение организовать себя и мотивировать. Это умение говорит о способности человека брать ответственность за свою жизнь на себя, а не перекладывать ее на обстоятельства и других людей. Оно повышает способность решать возникающие проблемы, позволяет более полно воспринимать мир, управлять обстоятельствами в свою пользу, замечать знаки обратной связи. Умение управлять собой помогает и в управлении другими людьми, потому что только человек, знающий, как можно организовать себя, сможет организовать и совместную деятельность других.
Формирование пути развития
В той или иной мере управлять собой может любой человек, поэтому говорить можно только о развитии этого качества. Подходить к этому лучше как к обычному процессу управления, то есть начать с самопознания – осознания своих сильных и слабых сторон, понимания, чего вы добились на данном жизненном этапе. Далее нужно определить цели и расставить приоритеты, потому что, как правило, процесс саморазвития трудно сделать многозадачным. После этого можно подбирать необходимые инструменты и приступать к работе. При этом следует учитывать, что спектр инструментов для саморазвития в настоящее время огромен, желающих помочь в этом (особенно на коммерческой основе) – масса. Но далеко не все эти инструменты эффективны, а помощники квалифицированы. Как отделить зерна от плевел? Главные советники здесь – здравый смысл и жизненный опыт (преимущественно свой, но частично и чужой).
Чтобы понять, в чем вы действительно сильны, можно использовать простой совет Питера Друкера, предлагавшего каждый раз, когда принимается важное решение, записывать, почему его принимают и что ожидают получить, а спустя несколько месяцев сравнить результат с ожиданиями. Так можно за относительно короткий срок избавиться от многих иллюзий в отношении своих качеств.
В процессе работы над собой весьма вероятно, что вам придется несколько изменить свою систему мировоззрения и мышления, пересмотреть некоторые ценности. Ведь часто ошибка тех, кто не может получить желаемое, состоит в том, что для достижения цели совершаются одни и те же шаги, повторяются раз за разом в надежде на результат. Но лучше изменить их, а с ними частично и свой взгляд на мир. Нужно не бояться совершать решительные шаги, выходя за привычную зону комфорта. А большое преимущество работы по саморазвитию состоит в том, что даже неудача – это всего лишь очередной этап на пути. Любые провалы и ошибки – тоже способ научиться новому. Кстати, умение принимать жизнь не как экзамен, а как непрерывный процесс обучения может быть одной из целей саморазвития.
При движении полезно помнить о концепции «потока», которую психолог Михайи Чиксентмихайи сформулировал как альтернативу абстрактному счастью. Он определил универсальные условия, при которых люди попадают в «поток». Это случается, когда человеку нужно решить достаточно сложную, но выполнимую задачу. Необходимо при этом, чтобы цель была конкретная, ситуация позволяла сосредоточиться на ее достижении и человек все время получал обратную связь – насколько успешно он продвигается вперед. Если все эти условия соблюдаются – человек испытывает то, что и называется счастьем: он теряет ощущение времени, забывает о своих проблемах, и ему кажется, будто его жизнь под контролем.
Клэйтон Кристенсен, создатель теории о «подрывных» инновациях, в одной из своих книг формулирует важный совет-предостережение. Он около 30 лет наблюдал студентов Гарвардской бизнес-школы и пишет, что никто из этих молодых людей не начинал свою карьеру с намерением разрушить свою жизнь, пожертвовав на алтарь успеха семью и личное развитие. Но заканчивают многие из них не единожды разведенными, с обиженными детьми и неуспешными в конечном итоге в карьере. Автор объясняет это простым психологическим эффектом. Решение любой рабочей задачи довольно скоро приносит человеку зримые результаты: готовую презентацию, отчет, рост продаж. Но вечер, проведенный с ребенком, не приносит никакого зримого результата. Поэтому люди и попадают в ловушку, инвестируя все больше времени не в то, что действительно важно, а в то, что приносит зримый результат.
Некоторые рекомендации психологов
>>> Многие хотели бы повысить свою способность к риску. Реально сделать это сложно, что бы ни твердили консультанты. Но кое-что все же сделать можно, если:
- начать с малого, то есть постепенно прививать любовь к риску (например, с азартных игр);
- привыкать к среде неопределенности, создавая, к примеру, для себя относительно легкие стрессовые ситуации. Чем больше человек будет работать в таких условиях, тем шире станет его зона уверенности, а работа в условиях стабильности ему может начать казаться скучной;
- вычесть из риска страх. Способов борьбы со страхом много, простейший состоит в том, чтобы записать на листке все возможные положительные и отрицательные результаты – при переводе на бумагу мысли теряют пугающую форму.
>>> Спокойствию в критических ситуациях помогут простые (но работающие!) советы Дейла Карнеги:
- проанализируйте ситуацию без страха и представьте себе самое худшее, что может произойти в данных условиях;
- будьте готовы примириться с этим худшим в случае необходимости;
- попытайтесь улучшить положение.
Если вы смирились с худшим, то вам уже нечего терять. А приобрести можно многое.
>>> В психологии известно немало методов и приемов, благодаря которым можно снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева. Желательно не просто о них помнить, но и пользоваться ими. Приведем несколько примеров.
«Переключение на другой вид деятельности» – метод связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Например: начните перебирать бумаги, полейте цветы, заварите чай, пройдите в быстром темпе по коридору, подержите несколько минут руки под холодной водой и др.
«Визуализация» – мысленно что-то выскажите или сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию.
«Уменьшение оппонента в росте» – представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можете вступить, а его голос при этом становится все слабее.
«Настроение» – возьмите цветные маркеры и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т. п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, то есть выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист, переверните его и на обратной стороне напишите восемь-десять слов, отражающих ваше настроение. Затем еще раз посмотрите на рисунок, будто бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием разорвите лист, скомкайте обрывки и выбросьте в мусорное ведро.
«Мой дом» – сядьте, расслабьтесь и начните строить в воображении свой любимый дом с видом на речку, озеро, лес. Обставьте его, как вы хотите, представьте свое любимое кресло. Запомните образ этого дома и мысленно уходите в него отдыхать в тяжелые моменты.
«Анализ» – спросите себя: «Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным к аналогичным случаям в будущем? Как я могу приобрести уверенность в себе, если столкнусь с подобным снова?». Такой конструктивный анализ поможет не только освободиться от отрицательных эмоций, но и научит избегать стресса в аналогичных ситуациях.
>>> Что касается везения, то на сегодняшний день нет ясности с его природой. Однако часть психологов утверждают, что оно в значительной мере является результатом жизненной стратегии и некоторых привычек. Так, Ричард Уайзмен десять лет изучал особенности поведения людей, считавшихся счастливчиками или неудачниками. В результате он сформулировал принципы, которых придерживаются (большей частью неосознанно) все удачливые люди:
- постоянное расширение кругозора, стремление испытать себя в чем-то новом, что хотя бы косвенно может быть полезным для продвижения вперед;
- доверие собственной интуиции;
- обращение малого внимания на пессимистов;
- стремление делать ставку на лучший исход;
- видение в любом опыте, даже провальном, положительных моментов.
>>> Источниками раздражительности, расстройств могут быть самые разные факторы. И часто их причиной является наличие у человека потребностей, фактически превратившихся в страсть, к числу которых можно отнести такие:
- постоянно чувствовать и переживать свою значимость;
- в том, чтобы все происходило только так, как считает правильным он;
- в удовольствиях: такие люди ленивы по определению, их раздражает любая работа;
- в свободе: любое ее ограничение извне приводит к расстройству;
- в душевной близости: если отношения чисто деловые, то человек чувствует себя заброшенным;
- • делать все быстрее – тогда раздражает любое отвлечение от незаконченной работы.
Необходимо проверить себя на наличие подобной «порочной страсти», тогда станет понятно, как можно бороться с ненужными переживаниями.