Об этом говорили 64 собственника и топ-менеджера украинских компаний на бизнес-встрече «Социально-политическая ситуация и бизнес-стратегии на 2014 год». Прогнозы, которые сейчас озвучиваются, варьируются от крайне мрачных (ожидание войны) до радужно-позитивных (экономический прорыв в Украине благодаря выходу на рынки 28 стран ЕС после отмены таможенных пошлин на наши товары). Что реально будет происходить в ближайшее время в экономике? На что надеяться, чего опасаться, в чем искать силу? Предлагаем вам несколько важных тезисов, советов и выводов от представителей украинского бизнеса.
Будущее украинской экономики
Очевидно, что в ближайшие годы Украина станет «витриной» европейской демократии. Западные финансовые институты будут вкладывать в нашу страну деньги, чтобы показать всему остальному миру торжество демократии. «Западные» деньги, по прогнозам аналитиков, начнут вливаться в экономику с лета, и их использование будет направлено на финансирование инфраструктурных проектов и поддержку реформ. В связи с жестким контролем Запада они будут оставаться в экономике, а не будут «вымываться» через теневые схемы – стоит отметить, что это, говоря о кредите МВФ, отмечал и министр экономического развития и торговли Павло Шеремета.
При этом в Украине существует парадоксальный факт: украинский средний класс, который составляет 28% населения, в кризис ведет себя не так, как европейский. Если при снижении доходов немцы сразу переходят на пониженное потребление (пересаживаются на Opel вместо Audi, едут отдыхать в Турцию, а не на Мальдивы), украинцы не отказываются от качества — они продолжают отдыхать на Мальдивах, но отказываются от зимнего отпуска, остаются верны Audi, но меняют ее на новую модель не раз в 5, а раз в 8 лет. Поэтому ценовые войны в товарах для украинского среднего класса лишены смысла.
Также участники встречи отметили, что в Украине есть свои деньги, но те, у кого они есть, не рискуют их тратить сейчас. Зато с приходом «западных» денег украинские деньги также будут вынуты из «кубышки». Однако, как и прогнозирует Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, "покращення" не будет ни сегодня, ни завтра. В ближайшие месяцы и бизнесу, и всему украинскому населению будет реально тяжело. Но не все так мрачно – уже с июня начнет «прорывать».
Война с Россией
Наш северо-восточный "старший брат", скорее всего, начнет "закручивать гайки" в украино-российских отношениях, но вооруженного конфликта с Россией не будет – об этом эксперты говорят с вероятностью 95%.
Также они отмечают, что экспорт и импорт со странами ЕС и Россией находятся в балансе (практически равный торговый оборот). Поэтому если Россия начнет ограждать свой рынок от украинских товаров, это может быть легко скомпенсировано открытием рынка ЕС для украинских производителей. Но при этом компании должны быть готовы быстро перестроиться и работать по европейским стандартам. А это серьезный вызов для украинского бизнеса.
Идеи для бизнеса: как пережить смуту
Эксперты и представители украинского бизнеса сформулировали следующие советы и идеи, как предохранить себя от существенных потерь в предстоящее "мутное время":
1. Отказаться от побочных бизнесов, если они не приносят прибыли. Заморозить венчурные проекты. Сосредоточится на том, в чем ваша основная сила. Если у вас нет своего проекта будущего, вы становитесь просто ресурсом для чужих проектов. Это касается как стран, так и бизнеса, конкретных людей. Поэтому и в трудные времена должен быть четкий план будущего.
2. Внедрять программы лояльности: боремся не скидками, а бонусами, личным отношением, дополнительными функциями.
3. Искать ниши на своем рынке. Кроме того, для того чтобы пережить трудные времена, нужно национальное согласие, особенно на уровне бизнеса. Нужны совместные проекты, общение, объединение в профессиональные сообщества. Украинцам нужно научиться быстро договариваться между собой, а не воевать с конкурентами.
4. Хранить основные активы. С начала лета «попрет» у большого бизнеса, к концу лета деньги придут и в малый бизнес. А это значит, что вы должны быть готовы заработать много денег. Самое важное сейчас (как и во время любого кризиса) — это поддержание отношений с клиентами. Это выражается в готовности с ними общаться, встречаться лицом к лицу, бережно относиться к их просьбам и пожеланиям, строить доверительные отношения. При этом речь идет и о тех клиентах, которые приносят компании 80% дохода, и о тех, которые сейчас дают 20%, но эти 20% могут выручить в трудные времена.
5. Сохранять деловую активность. Вы должны быть заметны — забиться в уголок и пересидеть не удастся. В любое время актуально утверждение, что если вы вкладываете ноль, то и на выходе получаете ноль. Причем речь не только о финансах, но и об идеях, силах, времени. Не менее важно быть активным не только в бизнес-среде, но и занимать активную гражданскую позицию. Если бизнес не станет движущей частью гражданского общества, то тогда бизнеса просто не станет. Будьте активны!