В расчете на себя

Ужесточение кредитования авто пока мало ударило по рынку. Однако начиная уже с этого месяца ситуация усугубится.

Авто в падении

Автомобильные рынки почти всех стран мира терпят крушение. Так, продажи автомобилей в США в октябре упали до рекордно низкого уровня за более чем 20 лет — на 32%. В Европе дела обстоят не намного лучше: в Германии и Франции снижение продаж достигло 7-8%, в Италии — 19%, а в Испании рынок и вовсе обвалился на 40%. Япония может похвастаться 13%-м падением. Такая ситуация закономерно привела к тому, что основные производители автомобилей также терпят падение спроса на свою продукцию: General Motors на 45%, Toyota на 29%, Honda на 25%, Nissan на 33%. Американский гигант General Motors и вовсе заявил, что октябрь нынешнего года был для отрасли наихудшим месяцем со времен Второй Мировой войны.

Последнее десятилетие основные надежды автопрома возлагались на развивающиеся страны, и в частности на представителей группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Примечательно, что итоги октября их ожидания не подвели. Еще одним поводом для оптимизма стала Восточная Европа, где был зафиксирован рост в Польше (+12%), в Словакии (+18,5%) и Чехии (+7%). Украина хотя и не входит в большую четверку развивающихся стран, но также занимает по продажам авто и их динамике отнюдь не последнее место на европейском рынке. В октябре рост продаж составил всего 2% или 14% за 10 месяцев года по сравнению с аналогичным показателем 2007 г. Впрочем, аналитики AUTO-Consulting, исходя из ситуации в других европейских странах, предполагают, что в ближайшие месяцы наш рынок также упадет, причем значительно. Тем временем, по сообщению сайта rstcars.com, купить достойный автомобиль, отвечающий вашим требованиям, становится все проще благодаря таким ресурсам, как автобазар Полтава, где можно легко найти автомобиль вашей мечты.

По оценкам AUTO-Consulting рынок может сократиться на 30-40%, а то и более. Но этот прогноз делался исходя из ситуации с макроэкономикой по итогам сентября. Сейчас трудно оценить глубину спада в экономике и доходах населения, говорят аналитики, так как кризис разразился внезапно и протекает очень быстротечно, статистика не поспевает за этим «полетом». Соответственно и невозможно сделать прогноз, основываясь на новых реалиях.

Кредитовать уже некому

Немалую лепту в текущее снижение уровня продаж и будущую стагнацию рынка внесли и банки. Количество банков кредитующих покупку автомобилей в Украине, стремительно уменьшается, констатирует Maanimo.com. Так, из 50 банков, опрошенных порталом, по состоянию на 11 ноября реально предоставляло автокредиты лишь 9. Для сравнения: на 24 октября о готовности оформлять займы на приобретение машин заявляло 22 банка из 50 исследованных, на 10 октября — 42. По мере ухода с авторынка, финансисты постепенно пересматривали и условия кредитования, утверждают в Maanimo.com. Средние эффективные ставки автокредитам в нацвалюте с 24 октября по 11 ноября выросли на 2,2% годовых (до 24,9% годовых), а минимальные — сразу на 7,2% (до 22,19% годовых), неизменной осталась максимальная ставка — 33% годовых. Не намного дешевле гривневых кредитов оказались займы в долларах: максимальные эффективные ставки по ним на 11 ноября находились на уровне 19,5% годовых, средние — 17,5% годовых. При этом банки продолжали удерживать высокие комиссионные: средний размер разовых платежей при оформлении займа на машины в долларах составлял 1,98% от суммы кредита, в гривне — 4% от суммы кредита. «Примечательно, самые высокие ставки банки выставляли по кредитам, предоставляемым в рамках программ кредитования авто, произведенных в Китае и Иране. Там ставки на 1—8% годовых выше, чем по остальным», — говорит исполнительный директор Maanimo.com Наталия Шталтовная.

Активнее всего банки продвигали на авторынке гривневые кредиты — 35 из 46 предложений, лишь на втором месте шли займы в долларе — 7 предложений. Большинство автопрограмм осенью были рассчитаны на кредиты под покупку иномарки — 18 предложений, на втором месте шли спецпрограммы под продажу автомобилей производства Китая и Ирана — 15 предложений, третьем программы под авто из СНГ — 13 предложений. Подавляющее число автокредитов осенью оформлялось сроком до трех лет — 50% предложений, на втором месте были пятилетние займы (28,26%), третьем — семилетние (13,04%).

Покупаем за свои

В условиях ужесточения кредитования и предстоящего падения доходов населения, спрос начинает перетекать с дорогих авто в сторону более доступных моделей. В рамках этой тенденции «Укравто», например, уже заявила о реанимации недавно снятой с производства «Славуты». Стоит отметить, что символический рост продаж авто в Украине эксперты связывают с массовым изъятием населением в октябре своих средств с депозитов. Из-за невозможности покупки в кредит, населению пришлось рассчитывать на свои силы. Следовательно, и запросы поубавились. Такой отток денег из банков повлиял на продаже и других товаров. Так, исполнительный директор компании «Фокстрот. Техника для дома» Алексей Павленко, констатирует, что в конце октября в его сети произошел всплеск покупок за наличные. Он связывают это именно с тем, что люди забрали деньги с депозитов, но поскольку гривны быстро обесцениваются, население стало вкладывать их в товар. Подобная ситуация была характерна в октябре, но уже маловероятна в ноябре и тем более в декабре. Еще хуже перспективы в следующем году. Как только накопления иссякнут, наступит болезненный спад. Впрочем, возможен и другой вариант: не все средства, снятые с депозитов пойдут на проедание. По словам председателя правления УкрСиббанка Александра Адарича, люди снявшие в октябре свои депозиты, посмотрев, что ситуация более-менее стабильная в банковском секторе, через неделю-другую понесут деньги обратно.

Коротко о главном:

Покупка авто в кредит стала почти недоступной. Посему украинцам приходится рассчитывать лишь на свои средства.

Залишити відповідь