«Уралкалий» готов увеличить затраты на строительство железной дороги в обход обвала, образовавшегося из-за аварии на его руднике в Березниках в 2006 г. и на ликвидацию других ее последствий, сообщил источник, близкий к компании. Президент «Уралкалия» Анатолий Лебедев написал об этом письмо министру природных ресурсов Юрию Трутневу.
К рассмотрению этого вопроса правительство вернулось в конце октября. После совещания с калийщиками вице-премьер Игорь Сечин поручил Ростехнадзору провести повторную проверку причин аварии на «Уралкалии» и выяснить, не виновата ли в ней компания. Проверка закончится до 1 декабря.
Если «Уралкалий» признают виновным, то кроме компенсации затрат на строительство новых инфраструктурных объектов (оценивается в $600-800 млн), от компании могут потребовать компенсировать потерянные запасы. Размер компенсации будет зависеть от методологии ее расчета. Аналитики «Ренессанс-капитала» полагают, что если речь пойдет о недополученных налогах, что это будет около $2 млрд. Если же правительство решит отталкиваться от нынешних спотовых цен на калий и просто умножить их на количество недобытой руды, то речь может идти о $20 млрд, считают аналитики ВТБ. Для «Уралкалия» это означает банкротство.
Источники в правительстве и конкуренты «Уралкалия» рассказывали, что проблемы у компании возникли именно из-за того, что она не стремилась взять на себя расходы на строительство новой железнодорожной ветки в обход аварийного участка. Ей вместе с «Уралкалием» пользуются другие компании «ВСМПО-ависма» и «Сильвинит».
РЖД оценивала строительство этой ветки в 13,4 млрд руб. (около $478 млн). «Уралкалий» утверждает, что таких денег у него нет: вчера компания сообщила, что его чистый денежный поток снизится на $650 млн до $300 млн. Но чиновники правительства объясняли «Ведомостям», что отсутствие денег у компании их не остановит: если виновата, должна полностью компенсировать затраты.
Хорошо, что «Уралкалий» идет на компромисс, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова, но чем все закончится, все равно не ясно.