Чего ждет бизнес от власти?
Уникальность ситуации 2014 г. для Украины в том, что уровень ожиданий действительных реформ у общества в целом и у бизнеса в частности очень высок. К тому же эти ожидания подкреплены и готовностью общества работать над достижением поставленных целей, в том числе помогать власти в реализации тех или иных мероприятий, и даже больше – самостоятельно вырабатывать и воплощать в жизнь пути решения возникших проблем. К власти выдвигается, по сути, лишь одно глобальное требование – предпринимать реальные шаги для улучшения ситуации. Декларации в качестве таких шагов обществом уже не воспринимаются, поэтому кредит доверия может быть исчерпан властью достаточно быстро.
Если детализировать ожидания бизнес-сообщества, то можно выделить несколько стратегических шагов. Бизнесу предстоит дерегуляция, прозрачность, стабильность, снижение административного и фискального давления. Все это можно очень хорошо продемонстрировать на примере налоговой сферы.
Во-первых, бизнес ожидает упрощения налоговой системы, в том числе отмены ряда налогов, снижения ставок, упрощения учета и отчетности, что требует внесения изменений в Налоговый кодекс.
Во-вторых – отказа от порочной практики выбивания налоговых платежей, соответствующих спущенному сверху плану, что не требует законодательных изменений и зависит лишь от внутренних устремлений лиц, занимающих руководящие должности.
В-третьих – выполнения требований законодательства о порядке внесения изменений в налоговые нормы или как минимум прекращения принятия налоговых законов, вступающих в силу буквально через несколько дней после принятия. Это также вопрос лишь политической воли.
В-четвертых – более активного общения на этапе разработки проектов нормативных актов, что опять же зависит только от реального желания людей на руководящих должностях.
В-пятых – реального применения на практике принципа «любой неоднозначный момент в законодательстве трактуется в пользу налогоплательщика». Это требует реальной готовности к изменениям руководства ГФС, судейского корпуса и ряда высших чиновников государства.
В принципе, подобный список с некоторыми вариациями можно подготовить для любой сферы. Такими вариациями может быть требование о ликвидации контролирующего органа (к примеру, в агробизнесе ожидают ликвидации Госсельхозинспекции, поскольку этот орган имеет слишком негативный имидж), стремление к отмене явно устаревших либо не выполняющих своих задач регуляторных норм (особенно много их в сфере обеспечения пожарной безопасности), а также желание устранить случаи двойного регулирования и/или контроля одного и того же вида деятельности.
Что обещает власть бизнесу?
Заявленные властями цели, в частности, попадание в топ-10 стран рейтинга Doing business, достаточно высоки и вполне соответствуют уровню ожиданий бизнеса.
Не отстают и обещания конкретных мероприятий. Так, во время презентации концепции новой налоговой реформы представители Министерства финансов и Государственной фискальной службы обещали сократить число налогов с 22 до 9, снизить нагрузку на фонд оплаты труда за счет пересмотра ставок ЕСВ, ликвидировать налоговую милицию и проч.
В целом эти декларации справедливо заслужили позитивные оценки. Вот только и сама концепция, и ее оценки заставили вспомнить период подготовки нынешнего Налогового кодекса и известное выражение «дьявол кроется в деталях». Например, сокращение числа налогов можно провести по-разному: реально отменить некоторые из них или же объединить три-четыре разных платежа под одним названием, практически ничего не изменив в каждом из данных налогов.
Сильно смущает еще высказанное стремление начать 2015 г. уже по новым правилам с целью улучшения состояния доходов бюджета. Однако бизнес ждет более подробного обсуждения с ним всех судьбоносных законодательных инициатив и прекращения практики принятия актов, существенно меняющих правила прямо сейчас.
До нового же года осталось совсем немного времени, а налоговая реформа до сих пор представлена общественности в виде концепции. Хватит ли оставшегося времени для полноценного общественного обсуждения законопроекта, его детальной проработки и принятия, – вопрос, с каждым днем превращающийся все больше в риторический. Возможно, власти не стоит спешить и, пользуясь огромным кредитом доверия, отложить реформу до 2016 г., более тщательно и детально ее проработав и дав бизнесу время подготовиться.
Еще одно громкое обещание власти – сократить количество контролирующих органов. В целом обещание в русле ожиданий бизнеса, однако оценку ему можно давать, зная абсолютно все детали: кого именно сокращают, не передаются ли функции ликвидируемых структур другим органам, а если передаются, то кому именно. Немаловажный фактор, что будет с персональным составом сокращенных органов и не превратится ли данное сокращение в простую смену вывески.
Заявление о расформировании налоговой милиции и создании службы финансовых расследований – настоящая бомба, ведь новая структура возьмет на себя еще и ряд других функций, в частности, исполняемых сейчас подразделениями МВД и СБУ. Результатом реформы может стать существенное снижение давления на бизнес и появление нового ночного кошмара для любого предпринимателя. Все зависит от конкретных норм, регулирующих деятельность нового органа, и от того, кто им будет руководить.
Продолжая тему реформ в госорганах, нельзя не отметить планируемое создание спецоргана по борьбе с коррупцией. В зависимости от того, какие цели реально ставит перед собой власть, бизнес может получить как инструмент борьбы с недобросовестным чиновничеством, так и новую угрозу своей деятельности.
Что сделано?
К сожалению, сделано меньше, чем ожидалось. Весной появился закон, существенно сокративший перечень случаев, когда необходима подача нотариально заверенных копий документов. Также в плюс можно отнести отмену требования об обязательном предоставлении свидетельства о регистрации плательщиком НДС, сокращение перечня лицензий и обязательных разрешительных документов. Отдельно отметим введение моратория на внеплановые проверки, что реально снизило нагрузку на бизнес.
Но в то же время бизнес получил и ряд не очень приятных сигналов, например, судьба налогового компромисса. Инициатива, устраивавшая обе стороны, – власть, получавшая дополнительные доходы в бюджет, и бизнес, которому предоставлялась возможность избавиться от возможных проблем, – была достаточно неожиданно провалена в Верховной Раде. Причем основательно, ведь для возврата к этому вопросу по нормам Регламента Рады придется вносить новый законопроект. Но сейчас депутатам вряд ли до компромисса, поскольку опять грядут выборы, и кто знает, какие темы всплывут с подсказки политтехнологов.
Стоит отметить и цепочку с подписанием Президентом законов о санкциях и свободной экономической зоне в Крыму, которые без преувеличения можно назвать важнейшими законами августа. Однако настораживает тот факт, что в день голосования звучали заявления, что эти законы приняты в отличающемся от опубликованного текста законопроектов виде, а реально принятые тексты до сих пор не появились в широком доступе. Все это заставляет с некоторым опасением ожидать появления итоговых вариантов документов, где могут всплыть совершенно неожиданные нормы.
Еще одной тенденцией в работе правительства и парламента стал очень короткий период между внесением и принятием важнейших законов. В ряде случаев проекты вносятся в день голосования, и общественность может ознакомиться с ними уже постфактум. А это не отвечает такому ожиданию бизнеса, как прозрачность работы власти и законодательства.
Вместо выводов
Почему вместо выводов? Потому что для окончательных выводов, с одной стороны, прошло мало времени, но с другой – уж очень много. Основные обещания власть намерена воплощать нынешней осенью. Поэтому ждем и верим, что военные события не перечеркнут все планы, а власть и бизнес будут действовать лишь сообща для развития и процветания Украины. Как говорится, цыплят по осени считают.