Бизнесмен-преподаватель получает от лекторства значительно большую выгоду, нежели аудитория, которая его слушает.
Восточные философы утверждают, что иметь знания и не поделиться ими – большой грех. Эту максиму исповедуют практически все бизнесмены, которые, помимо своей основной деятельности, идут преподавать в бизнес-школы или университеты.
Личная мотивация
«Желание разделять свои знания со слушателями на протяжении всей моей преподавательской деятельности только нарастало. И чем чаще я общался со студентами высоких ступеней обучения (магистратура, аспирантура), чем больше имел возможности оценить структуру полученных ими знаний, тем большую важность для меня приобретало качество преподаваемого мной материала, методология работы с аудиторией», – рассказывает Александр Дергунов, российский бизнесмен, владеющий тремя компаниями. Александра так увлекло преподавание, что он решил не ограничиваться периодическим участием в программах бизнес-школ. Сегодня он преподает на кафедре экономики в Московском авиационном университете. Преподавательская карьера у бизнесмена начала активно развиваться около семи лет назад. И внутренние мотивационные факторы, толкнувшие его на тропу лекторства, очень сильно отличались от тех, которые заставили его какое-то время преподавать еще в студенческие годы. Первыми слушателями Дергунова стали ученики обыкновенной средней школы, и основной причиной преподавания на тот момент для будущего бизнесмена было желание заработать деньги. Однако, несмотря на то что впоследствии формально Александр покинул преподавание на долгие годы, сам он считает, что занимался этим всю жизнь, просто в другой форме. Управленческий процесс в любом случае сводится к процессу обучения сотрудников. В ходе такого интерактива вырабатываются необходимые навыки, коммуникационные связи внутри команды, пополняется база знаний всех участников рабочего процесса.
Дергунов уверен, что одна из важнейших причин такого явления, как преподавание, в среде бизнесменов связана со славянским менталитетом. Материальное вознаграждение преподавателей в России, как и в Украине, невелико и никак не может являться стимулом. Поэтому на первый план выходит собственный имидж. Так уж сложилось, что, невзирая на то что социальный статус преподавателя ниже, чем предпринимателя, в сознании большинства – имидж преподавателя более привлекателен. Вот и получается, что для самоидентификации осознавать себя частью академического круга – очень почетно.
«С точки зрения самоидентификации, осознание себя как части мира академической науки более статусно, чем принадлежность к бизнес-среде, которая в умах многих до сих пор имеет имидж в диапазоне от криминального до анекдотично-антиинтеллектуального. Если переводить данную метаморфозу в зрительные образы, то можно представить ее как смену малинового пиджака на профессорскую мантию», – говорит кандидат экономических наук Александр Дергунов.
Влияние на бизнес
Лекторскую деятельность г-н Дергунов рассматривает и как активный процесс обучения самого преподавателя. Во-первых, преподавание для бизнес-аудитории открывает огромные возможности по сбору информации от непосредственных участников рынка. Присутствие в аудитории представителей разных должностных позиций и сфер деятельности позволяет получить полную картину тех или иных бизнес-процессов.
Во-вторых, подготовка материала для лекций и семинаров заставляет преподавателя каждый раз заново переосмысливать и структурировать собственный практический опыт и базу теоретических знаний.
В-третьих, дискуссии со слушателями позволяют получить быструю и непредвзятую обратную связь по тем или иным бизнес-моделям. Александр Дергунов уверен, что преподавательская деятельность является одним из наиболее эффективных механизмов для накопления, структурирования и осмысления информации.
Если рассматривать мотивационные факторы преподавательской деятельности более глубоко, то А. Дергунов также выделяет возможность формирования собственной сети контактов не из случайных людей, а из специалистов. Кроме того, цель – получение максимально возможного количества денег – на определенном этапе может терять для предпринимателя или менеджера привлекательность, материальные мотивации уступать нематериальными. Именно тогда и возникает желание передать кому-то свой опыт и знания.
Формат преподавания
Преподавать бизнесмен может в трех форматах – участвуя в академических учебных программах, проводя тренинги или семинары. Все три являются по-своему полезными для учителя. Первый, ввиду своей продолжительности и жестко заданного формата, вынуждает четко структурировать материал лекций. Второй и третий – позволяют анализировать пути решения тех или иных бизнес-задач.
С точки зрения формирования социальной сети наиболее интересны выездные семинары, на которых можно в неформальной обстановке общаться с коллегами, устанавливать необходимые контакты и оперативно обсуждать варианты потенциального сотрудничества.
Выгоды, получаемые бизнесменами
|
Обоюдный образовательный процесс Наталья Березовская, директор PR-агентства Starget: – Если время на преподавание тратит действительно бизнесмен, который забывает о своем основном бизнесе и начинает слишком часто мелькать на всевозможных конференциях и семинарах, то он получает не только опыт общения с полезными ему аудиториями. Преподавательскую деятельность можно рассматривать как часть направления социальной ответственности бизнеса. Нынешняя система образования готовит зачастую совершенно далекие от бизнес-реальности кадры. Помогать в таких условиях студентам – значит, выполнять важную миссию для общества в целом. Сложно переоценить еще один важный аспект преподавания – возможность взглянуть как бы со стороны на свой же опыт. Если человек действительно готовится к лекциям, выступлениям, то он сам при этом повторяет материал. Лично мне очень часто подготовка к докладу помогает увидеть главное в своей работе, дает хороший повод лишний раз заглянуть в книги, почитать материалы коллег. Опыт общения важен еще и потому, что аудитория часто дает интересные отклики и свежие взгляды. Если преподавать интерактивно, а не в формате «я говорю, остальные молчат», можно получить много интересных идей. Что же касается материального вознаграждения – приятно, даже когда оно символическое. Я на один из гонораров купила книгу для общего пользования сотрудникам своего агентства. |
Капля камень точит
Андрей Федеров, директор United Communications Group:
– Когда я учился в институте, у меня сложилось крайне скептическое мнение о системе образования на постсоветском пространстве. Я до сих пор его не изменил. Слишком часто в университетах преподают «чистые» теоретики, имеющие искаженное представление о реальности.
Еще учась в институте я занимал должность директора по развитию сетевого рекламного агентства. Каково же было мое возмущение, когда на экзамене по рекламе я получил «четыре». Причем и сейчас уверен, что совершенно незаслуженно.
В конце 1990-х мы столкнулись с тем, что клиенты абсолютно неадекватно проводят тендеры, потому что у них нет нужных знаний. Мой первый преподавательский опыт был направлен на борьбу с этой проблемой. Мы провели множество выступлений на семинарах, издали буклет, запустили сайт. Года через полтора почувствовали некоторое облегчение.
На сегодняшний день для меня лично преподавание – это вопрос систематизации собственных знаний и общения с целевой аудиторией. Естественно, мое время стоит принципиально дороже, чем те деньги, которые я могу заработать как преподаватель. Сейчас, к счастью, уже есть определенное количество бизнесменов, делающих свой преподавательский вклад в развитие рынка. Капля камень точит, и рынок, на котором я работаю, за последние десять лет вырос на несколько голов с точки зрения цивилизованности. Поэтому я всегда исхожу из того, что если у меня есть возможность выступить перед хорошей аудиторией, я стараюсь ее не упустить.
Выгод для преподавателя больше, чем для слушателей
Елена Кустова, вице-президент группы АДВ:
– Когда мне впервые предложили преподавать в Киево-Могилянской Бизнес-Школе, стало интересно попробовать себя в новой роли, выйти на иной уровень. Кроме того, одним из важнейших мотивационных факторов стала аудитория, перед которой мне предстояло выступать, – маркетинговые директора крупных украинских компаний. Ведь они мне были интересны еще и как потенциальные клиенты.
Рекламно-коммуникационный рынок уже прошел ту стадию, когда мы проводили ликбез для клиентов, объясняли, как работать с рекламным агентством и измерять эффективность рекламных кампаний, убеждали, что креатив можно проверить цифрами. Но мы всегда заинтересованы в том, чтобы клиенты знали больше о нашем бизнесе и инструментах работы. Поэтому преподавание практиками – это хороший вклад в рынок, и все, кто в него вкладывают, рано или поздно получат отдачу.
Мне кажется, что я получаю даже большую выгоду, чем аудитория, которая меня слушает. Ведь передо мной потенциальные клиенты и сотрудники нашего холдинга. Если они после моих лекций будут к нам лояльны, станет легче и дешевле их получить.
В моей практике был случай, когда ко мне на лекцию попал клиент, с которым наши отношения ранее не сложились. По окончании занятия он подошел ко мне и сказал, что поторопился с выводами. В результате наше сотрудничество возобновилось.