Инвесторы в развивающиеся рынки знают, насколько быстро рынок может скиснуть. В середине 1990-х годов быстро растущие Таиланд и Индонезия получили название «азиатских тигров». Но уже в 1997 году они пострадали от валютных кризисов и спасать их пришлось МВФ. Почти 20 лет два члена «БРИК» (сокращенное название развивающихся рынков – Бразилия, Россия, Индия и Китай – прим.ред) считались самыми перспективными рынками мировой экономики, и вот теперь они близки к рецессии. Дуэт Бразилии и России столкнулся с падающим курсом валют, высокой инфляцией и замедлением роста. Похоже, 2015 год станет для них очень плохим.
Беда развивающихся
Проблема назрела не вчера. Более года назад Джеймс Лорд из инвестбанка Morgan Stanley назвал Бразилию, Индию, Индонезию, Южную Африку и Турцию «хрупкой пятеркой» развивающихся рынков. Его беспокойство вызвало сочетание высокой инфляции и больших дефицитов текущего счета, что приводит к проблемам с экспортом; валюты этих стран возглавили прогнозный список падения. Четыре из пяти валют этих стран с тех пор действительно незначительно подешевели относительно доллара, но шестая валюта развивающихся рынков, русский рубль, просто обвалилась (см. диаграмму 1). 5 ноября Центральный банк РФ прекратил свои дорогие и бесполезные усилия по поддержанию курса рубля, отпустив его в свободное плавание.
Также эти страны имеют и другие общие проблемы, в частности, проблему высокой инфляции. Каждый из «хрупкой пятерки» столкнулся с «двойным дефицитом»: бюджетный дефицит, который означает накопление долгов, и дефицит текущего счета, что делает страны зависимыми от притока иностранного капитала. Тем не менее, перспективы «хрупких» экономик различаются. Индия и Индонезия уже сейчас выглядят более благополучными на фоне остальных. Рупия укрепляется по отношению к доллару с августа прошлого года, а дефицит госбюджета сокращается. Индонезийская рупия немного слабее и с конца августа потеряла около 10%, но инфляция в стране умеренная и экономика уверенно растет (см. диаграмму 2).
Остальные четыре страны поживают не так хорошо. Южноафриканский рэнд и турецкая лира, похоже, будут падать и дальше, так как обе страны до сих пор страдают от дефицита текущего счета и высокой инфляции. Тем не менее, правительства в Претории и Анкаре видят свет в конце тоннеля. Цены на энергоносители упали, и это хорошо для Турции, так как ее дефицит текущего счета на 60% зависит от импорта нефти и природного газа (а Турция импортирует 90% энергоносителей). В ЮАР наконец прекратились забастовки, которые ухудшали выработку и показатели экспорта полезных ископаемых. По прогнозам, в следующем году экономика этой страны может вырасти на 2,5%.
Дуэт из БРИК
Хуже всего придется Бразилии и России. Крупнейшие развивающиеся экономики мира (после Китая) обладают таким же весом, как экономика Германии. В обеих странах валюта вошла в пике. В ноябре падение достигло новых минимумов после того, как было объявлено о рекордном дефиците бюджета в сентябре. Правда, рубль падает быстрее, он уже потерял 27% стоимости по сравнению с прошлым годом и 10% всего за прошлый месяц. Обе экономики сейчас переживают эффект стагфляции: стремительный рост цен в сочетании с замедлением темпа роста. Вероятно, экономики в нынешнем году вырастут менее чем на 1%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЦБ России потратил на стабилизацию рубля $1 млдр за час
В некоторых их проблемах виновато положение дел на мировых рынках. Основными торговыми партнерами Бразилии являются Китай, еврозона и Аргентина. В Китае экономика несколько замедлилась, в еврозоне продолжается стагнация, в Аргентине недавно был дефолт. Мало того, что упали объемы экспорта, падают и цены на экспортные товары самой Бразилии: железную руду, нефть, сахар и соевые бобы.
Россия тоже попала в затруднительное положение из-за снижения цен на энергоносители, ведь это один из крупнейших мировых поставщиков нефти и природного газа. В пяти крупнейших энергетических компаниях РФ работают около 1 млн человек. В 2013 году по трубам в Европу и Азию тек экспорт общей стоимостью $350 млрд. Падение цен на энергоносители, несомненно, усилит Турцию и навредит России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Экономику России ждет темное будущее, – прогноз
Но проблемы Бразилии и России имеют и внутренние корни. С 1990-х годов Бразилия стремится к первичному профициту (до выплаты процентов) в размере около 3% ВВП – этого уровня достаточно, чтобы начать сокращение долгов. А в этом году Дилма Руссефф, переизбранный президент, сыграла злую шутку с государственными финансами своей страны. В 2014 году расходы росли вдвое быстрее доходов, несмотря на разовый доход от продажи крупнейшего шельфового нефтегазового месторождения Libra и телекоммуникационных широт 4G. Отношение долга к ВВП в Бразилии стремительно увеличивается.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вероятность рецессии в России в 2015 году составляет 70%
В отличие от Бразилии, Россия старательно наносит раны самой себе и они значительно серьезнее, чем у ее партнера по БРИКу. Вторжение войск Владимира Путина в Украину повлекло за собой американские и европейские санкции, и с июля санкционная петля вокруг горла российской экономики затягивается все сильнее. Российским компаниям ограничили доступ к американским финансовым рынкам. Санкции также запрещают американским компаниям продавать оборудование или любые другие услуги энергетическим гигантам России. Западные нефтяные фирмы таким образом лишились возможности помогать российским коллегам развивать нефте- и газовые месторождения. Особенно ударило по самой России «возмездие Путина» – запрет импорта западных продтоваров – из-за этого цены на внутреннем рынке растут до сих пор.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Падение цены нефти до $50 за баррель вполне возможно
Но это не предел. Все может быть еще хуже. Все говорит о том, что падение цен на сырьевые товары продолжится. Между тем, для того, чтобы обуздать инфляцию и остановить падение своих валют, центральные банки обеих стран в прошлом месяце подняли свои ставки: теперь они составляют 11,25% в Бразилии и 9,5% в России. Обеспокоенные министерства финансов стремятся укрепить свои балансы. В Бразилии обсуждают повышение налогов на топливо и отмену налоговых льгот на покупку машин. Благодаря санкциям, которые могут стоить федеральному бюджету дефицита в размере 1% ВВП, в России также могут ужесточить фискальную политику.
Экономить будет сложно. Самыми уязвимыми могут оказаться банки, поскольку сокращение расходов государственного сектора ударят по их доходам, а высокие процентные ставки будут мешать в выдаче новых кредитов. В России дела обстоят особенно плохо: стремительно растет количество «плохих» кредитов, а клиенты банков скупают валюту, заваливая банки рублями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россия – главная угроза мировой экономике, – инвесторы
Еще одной горячей точкой для этих экономик могут стать рынки облигаций. Обе страны имеют большие резервы иностранной валюты: несмотря на потерю около $100 млрд иностранного капитала в прошлом году, Россия имеет в резервном фонде около $370 млрд. Но обе страны также имеют большие долги в долларах, которые при падении цены национальной валюты все сложнее обслуживать. В следующие полгода России понадобится около 90 миллиардов долларов для выплат по долгам. Даже оптимисты думают, что обе экономики вряд ли будут расти в 2015 году. Пессимисты, наблюдая за акробатическими этюдами их валют, положением дел на рынках акций и проблемами банков, предполагают куда худший вариант. Российские банки являются наиболее уязвимыми среди финансовых компаний крупнейших развивающихся стран в связи с санкциями и ослаблением экономического роста, говорится в обзоре рейтингового агентства Standard & Poor's. Санкции против РФ "прямо затрагивают свыше 50% активов российского банковского сектора за счет ограничения доступа банков к рынкам капитала в США и ЕС", отмечает S&P.