Posted inБез категорії

Вместо банка

Несмотря на кризис в финансовом секторе, лизинг по-преж­нему остается одним из альтернативных источников финансирования бизнеса. По данным Украинского объединения лизингодателей, за девять месяцев текущего года лизинговые компании заключили новых договоров на 2,6 млрд. грн. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года объем предоставленного финансирования составил 5,5 млрд. грн. Лидерами по объему нового бизнеса стали такие лизинговые компании, как ОТП Лизинг (893 млн. грн.), Райффайзен Лизинг Аваль (527,4 млн. грн.) и Украинский лизинговый фонд (301,5 млн. грн.). При этом наибольший объем портфеля у Райффайзен Лизинг Аваль (2,99 млрд. грн.), ОТП Лизинг (2,97 млрд. грн.) и ВТБ Лизинг Украина (2,5 млрд. грн.).

Снижение активности вызвано в первую очередь общей экономической ситуацией в стране: лизинговые компании, как правило, финансируют клиентов за счет привлеченных средств, а в этом году привлекать финансирование, в том числе и за рубежом, стало намного сложнее. Например, компания ВТБ Лизинг в текущем году не заключила ни одного нового договора. До минимума сократила финансирование клиентов и УниКредит Лизинг (новых сделок на 4,3 млн. грн.). А VAB Лизинг, AVIS Украина, Ленд-Лиз, Илта, Скания Кредит Украина за девять месяцев заключили договоров менее чем на 100 млн. грн. каждая.

Альтернатива кредиту

Традиционно основными лизингополучателями являются корпоративные клиенты. «Компании все равно продолжают брать автомобили в лизинг, поскольку корпоративный автопарк требует постоянного обновления, а реинвестирование не может быть отложено, как это может себе позволить частный сектор. Если говорить в процентном соотношении, то Porsche Finance Group финансирует в лизинг 60% юридических лиц и 40% физических», – рассказал директор автомобильной компании Йозеф Граф. К тому же в условиях «закредитованности» большинства компаний именно лизинг может стать единственной возможной формой финансирования бизнеса.
В отличие от банковского кредита, когда вся кредитная задолженность в полном объеме отражается в балансе компании, лизинговые платежи являются аналогом арендных. «Сейчас идет смещение со стороны больших холдингов в сторону средних и мелких компаний. Большую долю занимает агросектор: среди клиентов ОТП Лизинга 57% приходится на компании сельскохозяйственной отрасти. Ранее мы активно выдавали оборудование компаниям энергетической и промышленной отраслей, но сейчас временно (на пару месяцев) приостановили его лизинговое финансирование. Если говорить про лизинг автомобилей, то основными клиентами являются компании FMCG-сектора и фармкомпании», – перечисляет руководитель ОТП Лизинга Андрей Павлушин.

Цена вопроса

Как правило, лизинговые компании предоставляют финансирование на срок до пяти лет. Авансовый платеж составляет 25-30%. «В отдельных случаях он может быть снижен до 20%, такое часто бывает при лизинге автомобилей», – рассказывает Андрей Павлушин. Стоимость ресурсов – порядка 22-24% в гривне и 11% – в валюте. Впрочем, по словам экспертов, лизингополучатели предпочитают привлекать финансирование в гривне. «В нынешних условиях клиенты опасаются совершать покупки, связанные с финансированием, а заключать сделки не в национальной валюте – тем более», – говорит Йозеф Граф.

По словам Андрея Павлушина, с начала года стоимость гривневого финансирования в ОТП Лизинг выросла с 18 до 23% годовых. «Еще больше увеличивать размер ставки мы не планируем: это порог рентабельности бизнеса, а мы заинтересованы, чтобы лизинг был выгоден для клиента», – уточнил эксперт.

Распространены на рынке и плавающие процентные ставки. Например, Porsche Finance Group финансирует в гривне с привязкой к Libor и Euro Libor. «Годовая процентная ставка в гривне в привязке к доллару составляет 10,5%, к евро – 11,5%», – рассказали в компании. Кроме того, Porsche Finance Group предоставляет финансирование в гривне с плавающей ставкой 19,9%, которая рассчитывается на основе ставки трехмесячного UIRD.

Впрочем, чтобы сделать финансирование более доступным для клиентов, лизинговые компании активно разрабатывают партнерские программы. «Мы продолжаем развивать совместные программы с поставщиками, разрабатываем новые специальные предложения для клиентов, которые дают возможность приобрести технику в лизинг на очень лояльных условиях – от 0,1% годовых с привязкой к валютному курсу, от 11% при финансировании в гривнях. Такие программы действуют, например, на технику CASE, New Holland, CLAAS, Manitou», – уточняют в ОТП Лизинге. Как правило, в рамках данных программ производители и поставщики оборудования или техники самостоятельно компенсируют часть стоимости ресурсов. В этом году Porsche Finance Group начала сотрудничество с MAN Тruck and Bus Ukraine – импортером грузовых автомобилей и автобусов, производителем дизельных и газовых двигателей.

Еще одной тенденцией на рынке лизинга является финансирование б/у техники и оборудования, которые вернулись из лизинга и находятся на балансе лизинговой компании. Условия финансирования техники, бывшей в употреблении как правило, не отличаются от условий финансирования новой. «Единственное условие – на момент окончания срока лизинга техника должна быть не старше восьми лет. Как показывает практика, эта услуга довольно популярна», – говорит Андрей Павлушин.

Репутация прежде всего

Помимо ужесточения условий финансирования, лизинговые компании в этом году пересмотрели свои требования к клиентам: они стали вести более консервативную политику. «Сейчас компании очень осторожны при отборе клиентов», – сетует директор ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марина Масич. «Если у компании была запятнана репутация при работе с нашими коллегами, то мы с ней работать не будем. Финансовая отчетность может быть хорошая, но это не является гарантией корректного поведения. Так что репутация важнее, чем красивая финансовая отчетность, которая для нас по важности стоит на втором месте. Также мы смотрим на предмет лизинга и его ликвидность – оцениваем уровень риска. Если это комбайн – то один уровень риска, а если, например, эксклюзивное оборудование – совершенно другой. В свете недавних событий не последнее место по важности занимает зона работы клиента», – рассказывает Андрей Павлушин.

Традиционно лизинговые компании отдают предпочтение предприятиям стабильно работающих отраслей экономики. До недавнего времени «любимчиками» лизингодателей, за которых шла настоящая борьба, были аграрии. По подсчетам генерального директора Райффайзен Лизинг Аваль Михала Спихальского, в прошлом году лизинговые компании профинансировали покупку агротехники на 2 млрд. грн., что составляет 35% лизингового портфеля. В лизинг было приобретено 27% всей новой сельхозтехники.

Однако конфликт вокруг агрохолдинга Мрія заставил лизингодателей пересмотреть свое отношение к представителям агросектора. «В начале года в агрохолдинге попросили пересмотреть график погашения платежей. Мы пошли навстречу и на полгода отсрочили погашение тела долга, разрешив компании до осени платить только проценты. Но в мае Мрія перестала платить даже их. Переговоры мы возобновили в августе», – говорит Андрей Павлушин. В пресс-службе агрохолдинга объяснили, что группа компаний Мрія попала в сложное финансовое положение, обусловленное ситуацией на аграрном рынке в 2014 г.: снижение мировых цен на основные сельскохозяйственные продукты; рост расходов на ГСМ, семена, удобрения, средства защиты растений в связи с девальвацией гривни; потеря ключевых внутренних рынков (Крым, Донбасс); дефицит заемных средств на финансовом рынке. В конце октября рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг агрохолдинга Мрія с «С» до «RD» (ограниченный дефолт).

Участники рынка предупреждают, что если конфликт с компанией Мрія не будет решен, пострадать могут и другие крупные аграрные предприятия, пользующиеся услугами лизинговых компаний. Среди них, например, Нибулон, Кернел или МХП. «Агросектор по-прежнему остается одним из наиболее привлекательных секторов украинской экономики. Но с тем уровнем защиты прав кредиторов, который существует сегодня, любое финансирование, лизинговое или банковское, любого сектора экономики станет еще менее доступным», – считает руководитель УниКредит Лизинга Лариса Чернышова.

Закончил национальный университет имени Тараса Шевченко. Опыт работы в журналистике - больше 15 лет

Залишити відповідь