Согласно подсчетам Dealogic, совокупный объем таких сделок в мире в период с 1 января по 18 ноября 2014 г. достиг $3,23 трлн. – на 27% больше, чем за аналогичный период минувшего года. И это рекорд для последних семи лет, больше рынок показал лишь в докризисном 2007-м – $4,08 трлн.
В отраслевом плане основное количество M&A произошло в финансовой ($437,4 млрд.), телекоммуникационной сфере ($363,4 млрд.) и в секторе недвижимости ($328,7 млрд.). В географическом же плане особую активность проявили США, на счету которых слияний и поглощений на $247,8 млрд. Это четверть всех международных сделок и вдвое большая сумма, чем годом ранее.
Нынешнюю жажду консолидации участники рынка объясняют рядом факторов, в числе которых – дешевые кредиты и сильные фондовые рынки. И то и другое вызвано мягкой денежной политикой крупных центробанков, пытающихся подстегнуть рост национальных экономик. Заметный рост цен на акции вселил в гендиректоров уверенность, необходимую для проведения громких сделок. А дальше возник эффект цепной реакции: как только одни игроки начали объявлять о покупках, другие сразу же почувствовали уверенность последовать их примеру либо не захотели уступать конкуренту возможную цель для поглощений. Скотт Баршей, соруководитель нью-йоркской юридической фирмы Cravath, Swaine & Moore, объяснил это просто: «Хорошие сделки порождают еще больше хороших сделок».
Впрочем, банкиры предупреждают: бумы на рынке M&A неустойчивы, и нынешний может закончиться так же быстро, как и начался. А инвесторы опасаются, что рынок акций переоценен и вскоре котировки, которые росли последние пять лет, снова опустятся.