Правительство наконец рассказало о своем налоговом детище. Как говорит глава фискальной службы Игорь Белоус, «В ее основе прозрачность, простота, равные условия для всех налогоплательщиков, равноправные отношения между государством и бизнесом».
Какая конкретика скрывается за красивыми словами?
Количество налогов сократится с 22 до 9, часть из них уберут полностью, часть – трансформируется.
Налоги, которые ликвидируют:
- туристический сбор;
- сбор на развитие виноградарства, садовничества и хмелеводства;
- сбор за места для парковки транспортных средств;
- рентная плата за транспортирование нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктоводами, транзитное транспортирование трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины;
- сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности;
- сбор за осуществление некоторых видов деятельности (его платят 123 тыс. плательщиков).
Налог на прибыль предприятий
Бухгалтера могут вздохнуть – в Украине планируется единый отчет, основанный на стандартах бухотчетности.
Предприятия с доходом до 20 млн. грн. будут определять налог на прибыль исключительно по данным финансовой отчетности без определения разниц. Оставшиеся 5% предприятий с годовым доходом более 20 млн. грн. станут корректировать свой финрезультат на 3 из 49 налоговых разницы: амортизация, формирование резервов, финансовые операции. Ставка налога на прибыль не изменится.
Ожидание Это позволит предотвратить манипуляции в расчете налога на прибыль, ведь налоговый инспектор уже не будет единолично определять базу налогообложения.
Реальность Управляющий партнер аудиторской фирмы Аксенова и партнеры Елена Макеева считает упрощение учета безусловным преимуществом. Эффективность от существующих налоговых ограничений почти нулевая, поэтому новация будет хорошо оценена бизнесом, особенно малым и средним. Однако у крупного бизнеса возникнут вопросы: насколько понятный и прозрачный расчет налоговых разниц и появятся ли ограничения по учету убытков прошлых лет, ведь эти ограничения есть в бухгалтерских стандартах.
Льготы по налогу на прибыль получат избранные
На льготы по этому налогу смогут претендовать лишь сферы добычи нефти и газа, машиностроения для АПК, оборонно-промышленный комплекс и предприятия, основанные общественными организациями инвалидов. Но льготы они смогут получить лишь при условии направления прибыли, освобожденной от налогообложения, в развитие собственного производства.
Ожидание Бюджетные поступления увеличатся, ведь льготы давно стали продуктом лоббистского влияния определенных финансово-промышленных групп.
Реальность «Отмена льгот – жест ожидаемый, но это называется доить корову, которая уже сдыхает», – говорит налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская. Она напоминает, что льготы по налогу на прибыль вводились для того, чтобы дать толчок отраслям экономики, которые ели сводят концы с концами. По ее словам, существует вероятность, что без льгот эти не высокорентабельные бизнесы перерегистрируются на других владельцев и уйдут в тень. «Цифры поступлений в бюджет будут гораздо скромнее ожиданий», – прогнозирует эксперт.
Налог на добавленную стоимость
Плательщикам, начиная с нового 2015 года, будут автоматически открыты счета в системе электронного администрирования НДС. Ежемесячная система отчетности и ставка неизменны.
Ожидание Это обеспечит быстрый возврат НДС, прозрачность процесса и уменьшения количества обременительных проверок. Предполагается, что такое нововведение позволит осуществлять бюджетное возмещение налога экспортерам и импортерам в автоматическом режиме на месяц раньше, чем сейчас.
Реальность Механизм электронного администрирования, на котором настаивает Кабмин, далек от совершенства, говорит народный депутат, первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан: «В действующей редакции не будет работать не только электронное администрирование, но и сам НДС».
Александра Томашевская обращает внимание на то, что в предложенной схеме не видно источника автоматичного возмещения: «Если детально продумать схемы работы группы компаний, то можно добиться того, что НДС в денежной форме останется у налогоплательщика». Единственный плюс, по ее словам, в исчезновении налоговой накладной в бумажном виде, ведь теперь формального основания снять предприятие с налогового кредита из-за, предположим, печати на два сантиметра левее не будет.
Елена Макеева информирует, что правительство вовсе не готово к внедрению электронного администрирования НДС, но если оно заработает – эффект будет, ведь НДС – самый коррумпированный налог. «Это та шестая часть чека, которая будет сразу же оказываться на счетах в казначействе», – считает Е. Макеева.
Единый социальный взнос
По действующей модели из фонда оплаты труда изымают единый социальный взнос (от 36,76 до 49,7% в зависимости от класса профессионального риска на производстве). Вдобавок к этому удерживают взнос с каждой зарплаты в размере 3,6%.
Теперь же предлагают платить государству фиксированную суму налога в размере 37% минимальной зарплаты и 19% от зарплаты, превышающей минимальную. Удержание данного специального взноса с зарплаты в размере 3,6% остается.
Есть еще второй вариант: налогоплательщик платит фиксированную сумму взноса в размере 41% минимальной зарплаты и 15% от зарплаты, превышающей минимальную. Удержание с зарплаты в размере 3,6% никуда не девается. Кроме того, за снижение ставки взноса налоговики хотят увеличить ответственность за задержку зарплат.
Ожидание Это должно привести к увеличению платежей за счет детенизации зарплат и компенсировать потери от снижения ставок по единому соцвзносу.
Реальность «Снижение ставки в среднесрочной перспективе даст ожидаемый эффект», – говорит А. Томашевская. Но сейчас, вероятно, сработает принцип «зачем платить больше, если можно платить меньше». Эта норма должна работать в паре с очень жестким контролем и мониторингом».
Налог на доходы физических лиц
Действующая модель предполагает, что с зарплаты в размере до 10 минимальных зарплат (12,18 тыс. грн.) нужно отдать государству 15%. Если заработки превышают указанную норму, то налог на доходы составит 17%. Изменений пока не предвидится.
Единый налог
На сегодняшний день все единоналожники поделены на шесть групп в зависимости от уровня их заработков. Эту систему хотят изменить, оставив три группы. Первая – физлица с годовым объемом дохода до 300 тыс. грн. Они будут платить до 10% минимальной заработной платы. Ко второй группе хотят отнести физические лица с доходом до 1,5 млн. грн. Единый налог для них составит 20% минимальной зарплаты. Физические и юридические лица с доходом до 20 млн. грн. будут входить в третью группу. Их единый налог составит 2% от дохода в случае, если предприниматель платит НДС, и 4% – без НДС.
Малых предпринимателей планируют оставить в покое: проверки плательщиков единого налога и субъектов хозяйствования с годовым доходом до 20 млн. грн. хотят запретить.
Ожидания Предполагается расширение бизнеса, а значит поступление других налогов, снижение поступлений от единого налога на 1,5 млрд. грн.
Реальность Изменения нецелесообразны – для малого бизнеса предлагается незначительное снижение ставки, которого не просил бизнес, зато для крупного бизнеса ставка снижается почти в два раза. «Зачем – неясно», – говорит Оксана Продан.
А вот Елена Макеева акцентирует внимание на том, что предприниматели, привыкшие платить 200 грн., не пойдут на 4% единого налога, а то, что их не будут проверять три года – развязывает им руки. «Как можно опускать налоги и давать льготные ставки без контроля. Возникает вопрос: это что, налоговые органы опять будут выискивать возможность, как проверить предприятия под мораторием на проверки?» – комментирует специалист.
Налоговая амнистия
Важным нововведением является нулевая ставка налогообложения на разовое декларирование активов физических лиц и налоговую амнистию задекларированных сумм.
То есть, если вы владелец заводов, пароходов, но официальный ваш доход очень маленький, то по мониторингу расходов если сумма ваших трат превышает 48 тыс. грн., налоговая имеет право назначить вам проверку и спросить о происхождении денег. Мониторинг будет производиться через покупки, цена которых превышает 10 тыс. грн. Магазин обязан будет идентифицировать покупателя, совершающего такую покупку. И если таких дорогих покупок будет много и гражданин не может указать происхождение доходов, налоговая рассчитает эту разницу как базу налогообложения.
Ожидания Это позволит легализовать незадекларированные активы и доходы Украины и увеличить госбюджет.
Реальность «Налоговая амнистия в условиях отсутствия доверия – блеф, а вот введение всеобщего декларирования, за нарушение которого есть выраженная в денежном выражении ответственность, удивит всех», – говорит О. Продан.
«Большинство миллионеров уже давно отбелили свои заработки через офшоры. Не думаю, что большое количество людей захотят задекларировать свои доходы, у них философия сводится к следующему: я сейчас покажу свой доход, и налоговые органы найдут возможность, как меня проверить, поэтому пусть лучше сами меня ищут», – рассказывает Елена Макеева.
Так что же такое налоговая реформа?
Все три эксперта сходятся в одном: предложенная налоговая реформа – вовсе не реформа.
«Законопроекты не являются налоговой реформой по своей сути», – считает О. Продан. По ее словам, это лишь частичное изменение действующей системы, но философия в концепции та же – обязательное присутствие коррупционных лазеек, налоговое давление с целью максимизации увеличения доходов в бюджет, объемные полномочия у чиновников и практически полное их отсутствие у граждан и бизнеса.
«В озвученной реформе есть лишь одно реформаторство, – говорит А. Томашевская, – единоразовая амнистия всех капиталов граждан и жесткий мониторинг доходов и расходов, в особенности расходов – такого в Украине еще не было. В этом пункте скрыт огромный потенциал для начислений и поступлений в бюджет».
Елена Макеева обращает внимание на то, что законодатели не предусмотрели в реформе увеличения ответственности проверяющих органов. «За нарушения законодательства должны нести солидарную ответственность как налогоплательщик, так и налоговики, – уверена эксперт. – А так получается, что ответственности ни у одних, ни у других нет. Один проверяет как хочет и понимает, что ему за это, кроме увольнения, ничего не будет. А налогоплательщик, который не платит налоги, думает: когда меня найдут – договорюсь».