О том, что искусство – это серьёзно – вспоминаешь, когда знакомишься с такими эпизодами биографий. 22 мая 1935 года художника Онуфрия Бизюкова арестовали, как последователя реакционного художественного направления «бойчукизма» и участника «Української Військової Організації» (УВО).
Бизюков, действительно, учился в Киевском художественном институте, где его педагогом был Михаил Бойчук, основатель украинского монументализма. Однако свою причастность к УВО, созданной летом 1920 года на западноукраинских землях, отошедших к Польше, художник не признавал.
По сравнению с самим Бойчуком, которого расстреляли, как шпиона и террориста в Киеве летом 1937 года, Онуфрий Бизюков пострадал не так жестоко. Три года лагерей, после которых он получил разрешение на проживание в Куйбышеве.
После войны вернулся в Киев и рисовал пейзажи и натюрморты, прожив 88 лет. Однако даже такой относительно долгой жизни не хватило, чтобы дождаться полной реабилитации творчества.
Ныне в НХМУ будет показана работа Бизюкова «Краснофлотец», которая в 1930-х была признана порочащей образ советского воина. Здесь же протоколы из допросов. Его и его коллег-художников.
23 января, в 18-00 главный музей страны открывает очень хорошую выставку «Спецфонд, 1937-1939», состоящей из 93 работ украинских художников, которые были признаны вредными для нового общественного строя и готовились к уничтожению.
Богомазов, Экстер, Бурлюк, Бойчук, Пальмов, Сильвестров, Липковский и другие разместились в трёх тематических залах «Война и восстание», «Сельское хозяйство», «Индустриализация». Будущее часто повторяет прошлое. На выставке можно подумать об этом. Или просто насладиться хорошей живописью. Советская власть своих эстетических врагов знала неплохо.
Проект-реставрация продлится до 29 марта 2015 года.