Снижение налоговой нагрузки на бизнес, улучшение инвестиционного климата, децентрализация… Весь прошлый год премьер-министр Арсений Яценюк громко обещал бизнесу быстрое улучшение условий для работы. Под конец 2014 г. правительство продавило через парламент большинство своих налоговых идей. Но эффект от внедрения этих идей будет далек от заявленного. Одной рукой приглашая бизнес возвращаться из тени, другой – Кабмин загоняет его глубже в тень. Что несут декабрьские изменения в Налоговый кодекс для предприятий – опасения или надежды?
Агронерациональность
«Экономия бывает двух видов: рациональная – когда ты отказываешься от ненужного, и нерациональная – когда экономишь на нужном и важном для успеха, – рассуждает владелец небольшого фермерского хозяйства Иван Томич. – Так вот нам сейчас приходится экономить нерационально». К началу нового посевного сезона И. Томич собирается экономить на удобрениях и средствах защиты растений. Знает, что это приведет к падению урожайности на его земле, но другого выхода нет.
«Нерациональностью» своего поведения Иван Томич, председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, обязан украинскому правительству и народным депутатам. В последние дни прошлого года они нанесли по сельхозбизнесу сразу два удара: отменили возврат НДС при экспорте зерна – трейдерам, так и производителям, и перевели аграриев с фиксированного сельскохозяйственного налога на единый. База налогообложения, как и при фиксированном сельхозналоге, – нормативная денежная оценка площади угодий. Ставки налога зависят от категории земли (пастбища, многолетние насаждения, сенокосы и т. д.). Но из-за увеличения нормативной оценки земли в общем итоге размер налога вырос более чем в десять раз.
Мотивы правительства – снизить диспропорцию налогообложения, когда сельскохозяйственные компании платят во много раз меньше налогов, чем остальной бизнес. На этом настаивает и МВФ. «Это разумный компромисс между теми, кто настаивал на переводе агрокомпаний на общую систему налогообложения, и теми, кто ратовал за сохранение фиксированного налога. Налоговая нагрузка увеличилась значительно, но не смертельно», – считает директор информационно-аналитической компании ПроАгро Николай Верницкий.
Вторым новшеством – отменой НДС при экспорте зерновых – Кабмин решил сократить расходы бюджета, ликвидировать возможности для налоговых ям и поставить всех экспортеров в одинаковые условия.
И. Томич прогнозирует, что платить за изменения налоговых правил даже для трейдеров и крупных товаропроизводителей в итоге все равно придется мелкому фермеру, ведь «трейдер – как танк. Свою прибыль он в любом случае получит». Те потери, которые понесут из-за отмены возмещения НДС трейдеры, в итоге будут переложены на конечного производителя – считает фермер и уже готовится к снижению рентабельности своей работы. Да и, как говорит Н. Верницкий, отменой возмещения НДС с налоговыми ямами не поборешься, поскольку при совместной работе производителя и трейдера последние могут формировать фиктивный налоговый кредит при продаже зерна на внутреннем рынке – ведь специальный режим налогообложения НДС сельхозтоваропроизводителей никто не отменял.
«Соответственно «новые правила приведут к уничтожению части фермерских хозяйств», – прогнозирует И. Томич, а Н. Верницкий резюмирует: «Шансы выжить будут лишь у тех, кто оптимизирует свои расходы и работает эффективно».
Все на рынок
Эста Холдинг (входит в СКМ Рината Ахметова) работает в сфере недвижимости, однако также пострадает от роста налоговой нагрузки. В собственности компания в Киеве – бизнес-центр площадью 38 тыс. кв. м, офисный центр на 1820 кв. м и отель «Опера». В 2015 г. со всех этих объектов компании нужно будет платить новый налог – на недвижимость. В конце декабря депутаты Верховной Рады решили, что, кроме физлиц, владеющих жилой недвижимостью, этот налог нужно будет платить и владельцам коммерческой.
Ставки налога пока неизвестны – их будут устанавливать и собирать местные советы. Но каким бы ни был их размер, он уже вводит в уныние владельца коммерческой недвижимости – собственника сети супермаркетов «Варус» и магазина «Ева» Руслана Шостака. «Хотя мы владеем лишь частью недвижимости, в которой находятся наши магазины, даже там, где мы арендуем пространство, мы ощутим этот рост – ведь ее переложат на наши плечи ее владельцы», – говорит Р. Шостак. Хотя причина пессимизма даже не в этом. Из-за этого налога его компании будет еще тяжелее выстаивать в конкуренции с рынками. Почему?
Сам по себе налог на недвижимость – довольно прогрессивный и существует в большинстве стран Европы. Это своеобразный метод налогообложения неэффективных производств и косвенный налог на роскошь (в случае с жилой недвижимостью). Но проблема в Украине, как обычно, в его реализации. Кроме владельцев офисной недвижимости и отелей, налог будут платить владельцы торговых центров, супермаркетов и проч. Но в то же время от налога освобождаются владельцы сельскохозяйственных, промышленных помещений (что логично, поскольку иначе налог пришлось бы платить владельцам предприятий, построенных в советское время, когда «на пространстве не экономили»). А кроме того, от налога избавляются и владельцы малых архитектурных форм и помещения на рынках.
«Продавцы на рынках и так оформлены как единоналожники и платят очень низкие налоги. Но это – миф, что на рынках работают мелкие предприниматели. Там уже давно работают компании с большим оборотом», – жалуется Р. Шостак, считая, что такой подход к начислению налога – это сознательный удар по торговым сетям, ведь увеличение налоговой нагрузки они так или иначе переложат на плечи своих потребителей. И как итог, часть их них уйдет скупаться на рынок, тем самым увеличивая теневой сектор экономики.
Сигареты уходят в тень
Те же опасения у менеджера по регуляторным вопросам British American Tobacco Владимира Блохина, хотя на его компанию распространяются другие изменения в Налоговый кодекс, но последствия для нее, очевидно, будут похожи.
Кроме права взимать с бизнеса налог на недвижимость, с нового года местные советы в Украине получили в свое распоряжение еще один, новый налог – местный акциз. По закону размер акциза они могут устанавливать сами (до 5% от стоимости реализованных через торговую сеть подакцизных товаров). Но возможность выбирать ставку – скорее формальность. «В тех регионах, где местные власти уже успели провести первые заседания, ставка налога, как правило, была установлена в размере 5%», – говорит В. Блохин. На том, что налог должен уплачиваться по ставке именно 5% вне зависимости от принятых местными советами решений, настаивает и Государственная фискальная служба. Сама British American Tobacco плательщиком этого акциза не является – у нее нет собственной торговой сети. Но введение налога все же вызывает у компании немалое беспокойство. Причины – очередное повышение цен для конечных покупателей ее продукции и усложнение условий ведения бизнеса для сотен тысяч ее торговых партнеров. «После введения данного налога цена пачки сигарет выросла в рознице в среднем на 65 копеек», – говорит В. Блохин.
Сейчас – только конец января, и говорить о падении продаж в конкретных цифрах пока еще рано. Но эффект от такого повышения будет очевидным: официальные продажи будут теснить теневой сектор. И, кстати, вряд ли это поможет увеличению собираемости налогов – считает представитель табачной отрасли: «Для нашего рынка введение нового акциза приведет к переключению потребителей на более дешевые сигареты, и, как следствие – к недобору налогов, установленных в процентах от стоимости товара».
Зарплатное неравенство
В ночь на 29 декабря депутаты Верховной Рады проголосовали бюджет и еще дюжину законов в придачу, где одним из законов стало намерение Кабинета министров снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ) для бизнеса в среднем с 37 до 18% – что должно существенно снизить налоговую нагрузку на зарплату сотрудников предприятий.
Однако ряд фирм под действие закона не попали. Чтобы получить снижение ЕСВ, компании нужно отвечать четырем условиям. Ключевое из них звучит так: чтобы применить к ставке ЕСВ в компании понижающий коэффициент (0,4), общая база для начисления ЕСВ за месяц в 2015 г. должна быть минимум в 2,5 раза выше, чем среднемесячная база для начисления ЕСВ за 2014 г. «То есть, грубо говоря, фонд оплаты труда в 2015 г. должен быть увеличен минимум в 2,5 раза по сравнению с 2014 г.», – говорит Виктория Чорновол, партнер налогово-юридического департамента компании Делойт. Альтернативный сценарий (для тех, кто платит небольшую зарплату, но официально) – поднять ее на 30%, однако в таком случае понижающий коэффициент будет варьироваться от 0,77 до 0,4.
Но если у компании зарплаты «белые», поднять их настолько нет возможности. «Увеличение средней заработной платы по нашей компании более чем на 30% по сравнению с 2014 г. и превышение общей базы начисления ЕСВ в 2,5 раза не могут иметь рыночных обоснований в текущей экономической ситуации», – говорит В. Чорновол. Значит и надеяться на снижение налоговой нагрузки не стоит.
«Мы все время были, по сути, не в конкурентных условиях – платили гораздо больше налогов, чем те, кто платят зарплату в конвертах. И вот опять – те, кто уходил от налогов, получат преференции, а мы – нет», – говорит партнер консалтинговой компании Baker Tilly Ukraine Александр Почкун.
«В результате принятия этого закона государство получит дополнительные поступления, но является ли это хорошей сделкой? Я так не думаю, – рассуждает В. Чорновол. – Полагаю, что для большинства компаний, которые платили и продолжают платить заработные платы официально, да еще и высокие зарплаты, данная норма, конечно, воспринимается как демотивирующая. Для добросовестных налогоплательщиков она как минимум не устраняет проблему несправедливой конкуренции».
Правда, А. Почкун все же нашел в этом законе для себя плюс: «Когда я начал разбираться в деталях, то понял: хотя закон далеко не идеален, если он поспособствует выходу бизнеса из тени, то это все же снизит неравенство в условиях работы. Как? Сейчас наша компания платит с зарплат около 40% ЕСВ и еще 15-17% налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Итого налоговая нагрузка на зарплату составляет 55-57%. Те же компании, что платят зарплату в конверте, не платят с нее почти ничего, тратя лишь 10% на услуги по обналичиванию средств. Если же они начнут платить ее официально, то их налоговая нагрузка вырастет. Они будут платить те же 15-17% НДФЛ плюс 18% ЕСВ, то есть в сумме около 31-33% с зарплаты. А значит разрыв в их налогообложении с Baker Tilly Ukraine сократится».
Однако предприниматели больше ждут не этого, а 2016 г., когда уже все компании в Украине (и «белые», и «серые») будут платить одинаковую ставку ЕСВ в размере 25% (понижающий коэффициент 0,6). Ведь на самом деле не так важно, какова величина налогов в стране. Важно, чтобы их платили все – тогда условия работы для всех будут одинаковыми. А то, станут ли их платить все или нет – будет зависеть уже не от ставок налога, а от того, насколько жестко будут наказывать тех, кто от них уклоняется.