Здесь не отмывают: как новый закон поможет вести борьбу с отмыванием денег

6 февраля 2015 г. вступает в силу Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», принятый 14 октября 2014 г. Будучи одним из участников рабочей группы по разработке этого закона, очень надеюсь, что он будет эффективно работать на благо украинского общества. Давно пора вывести 70% нашей экономики из тени, но без законодательной базы это было невозможно сделать. А ведь это – недополученные средства в государственный бюджет. 

Кроме того, антитеррористическая операция на востоке страны заставила обратить особое внимание на вопрос финансирования терроризма. Теперь это один из ключевых моментов в борьбе за сохранение целостности нашего государства. Реформирование сферы борьбы с отмыванием денег стало одним из основных требований и со стороны правительств иностранных государств и международных финансовых организаций-доноров. Так, одним из условий для предоставления кредита МВФ как раз и было принятие новой версии этого закона, в котором были бы учтены все рекомендации FATF.

Новая редакция закона вводит ряд базовых понятий, необходимых для совершения углубленного финансового мониторинга. 

В частности, появляется понятие верификации. Теперь идентификация клиента будет проводиться в его присутствии, а значит отсеется категория подставных лиц. Помните все истории с подозрительными компаниями, зарегистрированными по украденным паспортам? Когда люди даже не подозревали о том, что они основали какое-то предприятие. Теперь это останется в прошлом – лишь наличие документов еще не даст возможности осуществлять операции, необходимо присутствие владельца этих документов.

Также с новой редакцией вводится понятие не только верификации, но и фиксирование конечного бенифициарного собственника и документальное подтверждение структуры собственности компании. Банк согласно закону должен затребовать такие документы, а клиент – их предоставить. И если не предоставят, банк обязан отказать в обслуживании. Это значит, что уже с февраля мы узнаем реальных собственников всех офшорных компаний, работающих в Украине. Это особенно интересно, поскольку среди таких владельцев может обнаружиться немало национальных публичных деятелей. За нарушение выполнения данных требований предусмотрена ответственность как для банков, так и для клиентов.

Это еще одно очень важное нововведение. По нынешнему законодательству проверкам и мониторингу подвергаются лишь иностранные лица, занимающие высокие посты. Новый закон относит к этой категории и отечественных деятелей, среди которых президент Украины; премьер-министр и члены его кабинета с заместителями; народные депутаты; правление и члены совета Национального банка; судьи Конституционного, Верховного, высших специализированных судов; послы; госслужащие I категории и др.

Все эти лица согласно новому закону относятся к клиентам с высоким уровнем риска. Операции таких клиентов должны пройти обязательный мониторинг, к которому добавляется мониторинг всех операций с наличными деньгами. В этом-то и сложность для банков – количество операций, информация о которых должна быть отправлена в Госфинмониторинг, увеличивается в сотни раз. Также требуется ручная регистрация каждой такой операции.

Принятие новой редакции закона унифицировало украинское законодательство с европейским. «Дочки» западных структур уже давно придерживаются таких принципов работы, но важно, что теперь весь рынок будет работать по единым стандартам. Границы в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма сейчас не имеют значения, поскольку у нас будет единый подход к этим правонарушениям. Это значительно облегчит борьбу с отмыванием денег.

Залишити відповідь