Это рекордный рост ежемесячного показателя по просрочке с 2008 года. Рублевая просрочка увеличилась лишь на 6,7% – до 1,8 трлн. рублей. Такие данные следуют из отчетности банков, которую публикует Центробанк (101 форма), передает российское издание "Известия". Эксперты рынка указывают, что главная причина столь резкого роста просрочки – девальвация рубля. За 2014 год нацвалюта РФ упала к доллару на 72%, к евро – на 52%, что привело к тому, что выплаты заемщиков по валютным кредитам в рублевом эквиваленте выросли в два раза.
С начала текущего кризиса просроченная задолженность в кредитных портфелях банков по валютным кредитам увеличилась на 52,5%, рублевая – на 10,5%. Просрочка по кредитам компаний-нерезидентов выросла за январь 2015 года на 78,7% – до 142,8 млрд рублей (рекорд с 2008 года).
Наибольший объем просрочки в портфеле кредитов как в валюте, так и в рублях (розничных/корпоративных/межбанковских) у государственных кредитных организаций (Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ, ВТБ24, Россельхозбанк), а также крупных частных игроков, входящих в топ-30 по активам («Русский стандарт», ХКФ-банк, банки группы «Открытие» – «ФК Открытие» (бывший Номос-банк) и «Ханты-мансийский банк Открытие», Промсвязьбанк, Росбанк, МДМ-банк, Юникредитбанк, Райффайзенбанк, «Уралсиб»).
Объем просрочки по кредитам в валюте в портфеле госбанков на 1 февраля составил 226 млрд рублей, то есть 62% от общего объема просроченной задолженности всех кредитных организаций. Доля частных банков из топ-10 по этому показателю составила 15%. По кредитам в рублях примерно та же картина. На госбанки из топ-10 по объему рублевой просрочки приходится 55,3%, на частные кредитные организации – 9,1%. Госбанки лидируют и по объему просроченной задолженности по кредитам, предоставленных компаниям-нерезидентам.
Как указывает главный аналитик российского "Бинбанка" Наталия Шилова, главным образом рост валютной просрочки вызван тяжелой ситуацией у компаний-импортеров.
"Если заемщик не экспортер (то есть не получает валюту за свою деятельность), выплачивать данный кредит становится для многих компаний практически невозможно в условиях сокращения экономики, – говорит Шилова. – Эта проблема актуальна прежде всего для предприятий. Население в валюте занимает крайне редко. Валютная ипотека была распространена до 2008 года, после чего ее выдача стала незначительной для рынка (а после того, как ЦБ поднял коэффициент риска по валютной ипотеке со 150% до 300%, фактически все лидеры рынка заявили об отказе от выдачи валютной ипотеки – прим. ред.)".
По межбанковским кредитам традиционно просрочка незначима, поэтому рост валютной просрочки практически полностью приходится на корпоративный долг. Лидерство госбанков объему просрочки по валютным и рублевым кредитам всех категорий очевидно – в силу того, что это крупнейщие кредитные организации страны. Пятерка крупнейших российских госбанков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24, Россельхозбанк) консолидирует 54% активов всего банковского сектора РФ.
Основная часть валютных кредитов выдана именно крупнейшими банками, у них больше клиентов экспортеров. При этом на показателях по просрочке по нерублевым кредитам сказалась и переоценка валюты – например, в январе 2015 года рубль немного укрепился, его падение к доллару составило 22,5% после декабрьских пиков.
Эксперты также отмечают, что рост просрочки по валютным кредитам предприятий-нерезидентов соответствовал стремительному росту этих кредитов. За 2014 год объем этих кредитов вырос почти в 2 раза – на 96,6%, просрочка – на 87,1%. "Санкции закрыли финансовые рынки Европы и США для российских предприятий, и они вынуждены были обратиться за кредитами к российским банкам, – указывает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. – А девальвация рубля сказалась на их платежеспособности. Кроме того, наблюдается резкое сокращение прибыли у многих компаний".
При этом многие российские фирмы-импортеры зарегистрированы в качестве офшоров, и именно они сильно пострадали от девальвации в текущий кризис. Этим и объясняется рост просрочки по кредитам компаниям-нерезидентам.
Учитывая, что вернуть средства даже по решению суда не всегда удается в полном объеме, а в кризис проблема усугубилась, российские банки сейчас активно предлагают корпоративным и розничным клиентам реструктуризацию кредитов. Речь прежде всего идет о добросовестных заемщиках, которые до кризиса хорошо зарекомендовали себя. В реструктуризации есть смысл – например, прошлый кризис показал высокую возвратность реструктурированной ипотеки.