Как минимизировать влияние негативных последствий дефляции на работу предприятия?

Опрос «&» показал, что многие руководители предприятий, четко усвоив, что такое инфляция и как работать в ее условиях, зачастую очень туманно понимают суть обратного процесса – дефляции. Соответственно и схемы поведения в условиях падения цен (ввиду нетипичного для отечественной экономики явления) ими еще не отработаны. Тем не менее эксперты «&» советуют более продуманно подходить к организации производственного процесса, сокращать издержки производства, оптимизировать финансовые потоки, расширять ассортимент выпускаемой продукции и разнообразить механизмы продаж. В крайнем случае – сокращать объемы производства. Универсальный рецепт: модернизировать производство и внедрять передовые технологии, что повысит устойчивость предприятия не только в условиях дефляции, но и в дальнейшем – при возобновлении инфляционных процессов.

Вадим Пушкарев, председатель правления банка «Финансы и Кредит»:

– Наши коммерческие структуры-производители оказались в непривычной ситуации. Ведь на протяжении почти десяти лет они работали в условиях инфляции, часто галопирующей. Укоренились привычные приемы ведения бизнеса: сырье нужно покупать как можно быстрее и как можно больше (пока цены низкие), а готовую продукцию продавать как можно позже (когда цены поднимутся). В условиях дефляции следует проводить все с точностью до наоборот. Нужно научиться работать «с колес»: сырье целесообразнее закупать непосредственно перед началом производственного процесса, если можно – дробить по более мелким партиям. Не стоит наращивать запасы сырья, расходных материалов – экономия будет не только на отвлечении дополнительных денежных ресурсов, но и на расходах по складированию, хранению и т. д. При этом все денежные расчеты с покупателями следует производить как можно в более сжатые сроки.

Сегодня предприятия оказались в «экономической вилке». С одной стороны, продажи товаров и услуг падают и, соответственно, цены тоже, с другой – себестоимость продолжает расти. Это особенно актуально для крупных предприятий, у которых энергоемкость производства в десятки раз превышает аналогичные показатели западных производителей. Не стоит забывать: фактор технической переоснащенности производителей остается бомбой замедленного действия. Те предприятия, которые сумеют модернизировать производство, имеют больше шансов на выживание в условиях как дефляционного процесса, так и инфляции.

Для минимизации издержек стоит оптимизировать финансовые потоки предприятия. Если появились свободные средства – пусть не просто «болтаются» на счете, а работают на депозите, тем более, что банки предлагают депозиты «от одной ночи». А если бизнес связан с торговлей или предоставлением услуг, при постоянно снижающейся рентабельности и падении цен, без расширения ассортимента, более чуткого реагирования на изменения ситуации на рынке не выстоять. Для стимулирования продаж стоит более активно сотрудничать с банками по совместным программам потребительского кредитования.

Евгений Григоренко, первый заместитель руководителя главного экономического управления Администрации президента Украины:

– В данной ситуации я считаю вполне реальным дальнейшую активизацию монетарной политики в Украине и увеличение предложения денег со стороны Нацбанка. Конкретно это можно сегодня подтвердить следующим фактом: в последнее время у нас увеличилось предложение денег со стороны НБУ и резко выросли объемы ВВП и промышленного производства. То есть улучшилось положение дел в реальном секторе экономики благодаря такой активизации НБУ и увеличению «впрыскивания» дополнительных денег в экономику. В свою очередь, такой рост реального сектора экономики позволяет нам избежать в дальнейшем существенного роста инфляции. Мы можем говорить, что при данных темпах роста дополнительная денежная масса будет поглощаться экономикой. При этом надо не забывать одновременно заниматься продолжением структурных реформ. Это сегодня обязательное условие активизации монетарной политики.

Ирина Акимова, кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономических исследований и политических консультаций:

– С моей точки зрения, дефляция не имеет долгосрочной тенденции. Поэтому резкие отрицательные последствия такого процесса экономике, считаю, не грозят. Вместе с тем существующая дефляция просто подталкивает предприятия к скорейшему принятию правильных реструктуризационных решений, которые способствовали бы сокращению издержек производства, внедрению новых, более качественных технологий. Если это происходит, то сам процесс реструктуризации способствует минимизации негативных последствий любого экономического явления, в том числе и дефляции. Вот в этом плане, мне кажется, процесс дефляции имеет в некоторой степени даже и положительный аспект.

Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»:

– В принципе, ситуация стабильна. Я бы не стал говорить, что дефляция сильно повлияет на работу наших предприятий.

Ирина Комарова, член совета директоров ассоциации «Финансово-правовой союз»:

– Наиболее уязвимы при дефляции отечественные товаропроизводители: на внутреннем рынке падает цена на завозимые импортные товары, одновременно снижается конкурентоспособность отечественных товаров на внешних и внутреннем рынке.

На макроэкономическом уровне в ситуацию просто обязано вмешаться государство: единственная разумная мера, применявшаяся в развитых странах, – снижение учетной ставки центробанка и снижение налогового пресса. На микроэкономическом уровне украинские товаропроизводители, к сожалению, вынуждены прибегнуть к таким мерам минимизации негативного влияния дефляции на экономику предприятия, как снижение объемов производства и общих издержек. Снижение объемов производства позволит поддержать соотношение между объемом товаров на рынке и снизившимся спросом. При этом не следует забывать, что в условиях Украины снижение объемов производства неизбежно повлечет за собой сокращение количества работающих.

Александр Подлужный, директор по экономике и финансам Макеевского труболитейного завода:

– Дефляция отрицательным образом влияет на темпы роста объемов производства. Поэтому, если подобная тенденция сохранится длительное время, снижение темпов роста неминуемо. Для нормального развития, видимо, в стране все-таки должна быть небольшая инфляция.

Сергей Оксанич, президент инвестиционной компании KINTO:

– Не можна дати унiверсального рецепту поведiнки в умовах дефляцiї. На мою думку, це неоднозначна ситуацiя. Хтось може вiд цього процесу виграти, а хтось – програти. Той процент дефляцiї, який є сьогоднi, для багатьох видiв бiзнесу, де закладається 30-40% рентабельностi, просто непомiтний.

Владимир Сиденко, директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований:

– На мой взгляд, здесь существуют две проблемы: с одной стороны – структурные вопросы, связанные с необходимостью реформирования нашей системы оплаты труда и всей системы социального обеспечения, которая своим побочным сектором будет иметь возрастание платежеспособного спроса. С другой стороны, это позволит относительно уменьшить нагрузку на госбюджет, а следовательно, уменьшатся требования в смысле налоговых поступлений. Таким образом предприятия получат возможность для более активного развития на рынке, что привело бы к увеличению общего спроса.

Кроме того, здесь присутствуют еще и конъюнктурные моменты. Это связано как с международной конъюнктурой, так и с внутренней.

Я не думаю, что проблему сегодня можно решить исключительно какими-то краткосрочными методами. Конечно, государство в состоянии повысить свой спрос, т. е. покупать больше на рынке, что приведет к повышению цен. Но одновременно это будет иметь инфляционный рост цен, поскольку у государства нет другого способа повышать свой спрос, кроме как перераспределяя через бюджет средства. Я не считаю это продуктивным подходом. Проблема преимущественно лежит в русле активизации структурных преобразований и активизации факторов, которые способствовали бы внедрению качественно иной модели роста.

Алла Шульга, вице-президент АКБ «Надра»:

– В условиях дефляции негативное влияние на экономику развития предприятия ощущают прежде всего, конечно, экспортеры.

Что можно предложить для минимизации влияния дефляции? Во-первых, сокращение позиции в иностранной валюте, т. е. формирование активов в национальной валюте и пассивов – в иностранной. Но принимать такое решение нужно после проведения оценки эффективности в каждом конкретном случае. Дело в том, что ликвидность ресурсного рынка в нацвалюте на данном этапе избыточна. И не каждый банк сможет предложить достаточный уровень процентной ставки по депозиту в национальной валюте. Кроме того, необходим прогноз уровня рыночных курсов нацвалюты на период размещения депозита или привлечения кредита и учет потерь при необходимости обратной покупки валюты для оплаты по импортным контрактам.

Во-вторых, можно попробовать частично заменить отечественное сырье и комплектующие материалы импортными составляющими. Или развивать новое направление бизнеса, основанное на импорте продукции. Но здесь тоже необходимы анализ стоимости и качества замещаемых товаров, перспектив развития бизнеса и связанных с этим рисков.

В-третьих, это может быть использование финансовых инструментов, позволяющих хеджировать риски, связанные с изменениями курсов валют (опционы, фьючерсы и т. п.). Но, как и в первых двух случаях, прежде чем принимать решение об использовании того или иного инструмента, необходима серьезная не только экономическая, но и юридическая экспертиза. Юридическая потому, что действующим законодательством Украины предусмотрен ряд ограничений по операциям в иностранной валюте.

Сергей Киселев, эксперт по экономическим вопросам Международного института сравнительного анализа:

– В данный момент не столько дефляция является основной проблемой предприятия, сколько кредиторская и дебиторская задолженности. Даже по результатам первого полугодия они довольно серьезно выросли.

Дефляционные процессы – это во многом показатель того, что в Украине существует определенный дисбаланс между рынком денег и рынком товаров. Думаю, в данной ситуации даже предприятия вряд ли смогут что-либо сделать, это больше вопрос к государству, в первую очередь к Кабинету министров и Нацбанку Украины. На мой взгляд, здесь во многом нужно изменять монетарную политику. Возможно, вопрос будет заключаться в том, чтобы расширить монетарную базу и монетарную массу НБУ. Полагаю, это вряд ли приведет к инфляции.

Василий Магас, эксперт по вопросам экономической политики Института реформ:

– Проблема не в тому, iснує дефляцiя чи її немає, а в тому, наскiльки пiдприємство здатне правильно забезпечити органiзацiйно-економiчний i технологiчно-виробничий процес. Тобто на мiкрорiвнi я не бачу проблеми. Якщо у пiдприємства є грошi на рахунку за реалiзовану продукцiю, тодi цiна цих грошей зростає, тобто для пiдприємства це плюс.

Залишити відповідь