В детстве я очень хотел игрушечный автомат с красной лампочкой. Больше него я желал только потрясающую игру «Морской бой», где по маленьким пластмассовым корабликам стреляли из пластмассовых орудий железными шариками. Однако мои родители умели держать паузу. В течение нескольких лет они говорили «может быть», пока, наконец, мне всего этого просто перехотелось.
Как и большинство детей, я не знал размер доходов нашей семьи. Мне было лишь известно, лишь, что отец работает инженером на заводе, а мама технологом в ателье. По-моему, однажды я спросил отца про зарплату, но ответ почему-то мне не запомнился. А надо, чтобы всё было наоборот, считает американский журналист и писатель Рон Либер (Ron Lieber), колумнист раздела «Your Money» издания New York Times.
В феврале текущего года у него вышла книга под названием «The Opposite of Spoiled: Raising Kids Who Are Grounded, Generous, and Smart About Money». Идеи, которые он в ней развивает, в настоящее время активно обсуждаются в Америке, где современные дети всё в более раннем возрасте, сталкиваются с достаточно взрослыми финансовыми вопросами.
К примеру, одна из самых важных финансовых дилемм связана с получением образования. Учёба в госучреждении в США обходится в среднем в $100 тыс., в частном университете около $250 тыс. Довольно часто родительская помощь не покрывает полностью этих расходов, так что, покидая alma mater, молодой человек нередко имеет довольно солидный долг, с которым нужно уметь совладать.
Чтобы не потерпеть финансового краха уже на ранней стадии, нужно начинать с решений, связанных с небольшими суммами в юном возрасте и постепенно «повышать ставки». Лучшее учебное пособие для этого – карманные деньги. Впрочем, многие взрослые американцы совершают ошибку, когда «выплачивают пособие» своим отпрыскам в качестве платы за выполнение домашней работы (таких около 90%). По мнению Либера эта работа «просто должна быть выполнена», чтобы дома всё было в порядке.
Карманные же деньги надо выдавать независимо от «заслуг» ребёнка. Это на самом деле должно быть «учебное пособие». А лучший способ начать обучение с его помощью – предложить ему разделить деньги на 3 части: «потратить», «сохранить» и «отдать на благотворительность». При этом у ребёнка должна быть полная автономия. Неизбежные ошибки, как известно, учат лучше всего.
С 10-12 лет можно начать выдавать более крупные суммы. Для разумного планирования, скажем, полугодового расхода, понадобится ещё больше выдержки и взвешенности в решениях. Либер также советует объяснить детям разницу между желаниями и потребностями, прививать чувство благодарности за то, что у них есть и многие другое. Однако, пожалуй, самая важная практика состоит в том, чтобы откровенно разговаривать со своими детьми о семейных деньгах.
Даже если вашему ребёнку всего 5 или 6 лет, он заслуживает разговора «по-взрослому». И даже если финансовое положение семьи пошатнулось из-за кризиса в стране или из-за карьерной неудачи, лучшим уроком для вашего ребёнка (как и для вас самих) станет отказ от лицемерия. Как бы трудно это ни казалось с самого начала.