Сегодня знания этикета и протокола необходимы каждому топ-менеджеру, каждому бизнесмену. Этот тренд 1986 г. определила специалист по этикету и протоколу №1 в США Доротея Джонсон из Washington School of Protocol, открыв подразделение для корпоративных клиентов. Сейчас ее школу представляют специалисты высокого уровня, за плечами которых многолетний опыт работы в государственных структурах США и различных компаниях мира. И данное направление обучения не вызывает никаких сомнений. Ведь мы работаем и общаемся с множеством наших клиентов, поэтому нам хочется строить коммуникацию максимально эффективно, быстро находить с ними общие точки соприкосновения и выглядеть профессионально. Мы все настроены на результат, часто в ограниченные сроки. Для достижения этого результата нужны бизнес-этикет и протокол.
Этикет и протокол – в чем разница?
Этикет – это правила и убеждения, которые при различных ситуациях управляют вежливым поведением в обществе в целом или в определенной социальной группе в частности. Протокол – официальная процедура поведения на правительственных и дипломатических материалах, а также поведения в определенных ситуациях. И если этикет называют искусством, то протокол – это наука.
Знание бизнес-этикета в первую очередь придает нам уверенность и позволяет контролировать ситуацию. Ответы на простые вопросы в состоянии изменить наше самоощущение на бизнес- или светской встрече любого уровня и масштаба.
Например: Как выглядит правильное рукопожатие? Как расположить бизнес-партнеров на переговорах? С какой стороны правильно расположить переводчика? Как ведут small talk? Как в течение 60 минут познакомиться с максимальным количеством нужных людей на бизнес-мероприятии? Как правильно вести себя на фуршете? Как правильно вести себя при банкетной рассадке? В чем состоят особенности этикета на дипломатических приемах? Какие подарки можно делать партнерам?
Это лишь часть вопросов – сфера этикета и протокола бесконечна при изучении.
С поправкой на страну
В разных странах есть свои отличия в этикете и протоколе. Например, британцы считаются экспертами в данной сфере, так как у них и по сей день действует система дворянских титулов.
В США эта система отсутствует, но именно американец Роберт Хики считается экспертом №1 в мире по титулам, рангам и обращениям. В течение более чем 20 лет он изучал и собирал информацию во всех без исключения государствах. Результат систематизирован в его книге «Official Guide to Names, Titles and Forms of address», являющейся настольной книгой эксперта по этикету и протоколу. Британцы не подходят к обучению этикету системно, так как преподаватели – в основном люди благородного происхождения и не афишируют свой род занятий. Основное различие между британским и американским подходом к бизнес-этикету состоит в том, что британцы гораздо более расслаблены при обсуждении дел и редко бывают конкретными на первых нескольких встречах. В то время как американцы стремятся сразу перейти к делу и прийти к соглашению как можно скорее.
Знание бизнес-этикета и протокола создает топ-менеджеру дополнительные возможности контроля и управления ситуацией. Топы стран СНГ изначально находятся в более уязвимом положении, чем их коллеги в других странах, ведь здесь не было ни институтов титулов, ни четко сформулированной приоритетности, люди поколениями жили за железным занавесом. Все эти факторы, к сожалению, повлияли на наше воспитание и манеры людей, но сегодня это легко исправить, имея доступ к информации и практическим занятиям.
Основы бизнес-этикета и протокола
Какие базовые элементы нужно знать
- Как произвести благоприятное впечатление в течение первых 5 секунд
- Правила поведения на бизнес-мероприятиях
- Правила поведения на светских мероприятиях
- Персональные навыки коммуникации
- Как, с кем и в какой последовательности строить коммуникацию
- Каким образом вести себя на переговорах
- Как превзойти конкурентов
- Обеденный этикет
- Знание дресс-кода
- Как эффективно построить и провести презентацию
- Какие культурные особенности других стран нужно учитывать