Как сообщается на официальном пресс-релизе на странице премьер-министра, он умер в главном госпитале страны в возрасте 91 года. По информации правительства страны, он был госпитализирован с пневмонией семь недель назад.
Ли Куан Ю был премьером страны 31 год – со дня получения страной независимости.
Как писал сам Ли Куан Ю, одним из важнейших пунктов создание успешной экономики стало назначение талантливых людей на важные посты. Вмешательство главы правительства в их работу при этом стало минимальным. Такая политика также обусловила рост уровня образованности в стране. Для развития промышленности были введены «доктрину защиты молодой индустрии». Суть ее в том, что государство создает валютные или внешнеторговые стимулы для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на внешнем рынке. Власть сделала ставку на химическое производство и высокие технологии. Для привлечения в страну инвестиций от крупных корпораций премьер снизил налоги. В частности налог на прибыль снизился до 17%, а малый бизнес и вовсе освобожден от его уплаты на несколько лет. Для крупных торговых и промышленных компаний были введены льготные ставки налогов.
Мы подготовили несколько цитат из книги Ли Куан Ю "Из третьего мира – в первый. История Сингапура (1965-2000)".
О помощи со стороны:
Я был убежден, что наши люди ни в коем случае не должны были развить в себе привычку надеяться на чью-то помощь. Если мы хотели преуспевать, мы должны были надеяться только на самих себя.
О мотивации:
Моя обязанность состояла в том, чтобы дать людям надежду, а не деморализовывать их.
Об оценке потенциала сотрудников:
Я пришел к выводу, что одна из лучших систем [оценки персонала – прим. ред] была разработана и внедрена в англо-голландской нефтяной компании «Шелл» (Shell). В основном, они уделяли внимание тому, что они называли «текущей оценкой потенциала» (currently estimated potential) человека. Эта оценка определялась тремя факторами: способностью человека к анализу, развитием воображения, наличием здравого смысла. Вместе они составляли интегральный показатель, который в компании «Шелл» называли «вертолетным видением» (helicopter vision), отражавшим способность человека видеть факты и проблемы в более масштабном контексте, выделяя при этом критически важные детали. Проводившая оценку группа включала в себя людей, лично знавших кандидата. Эта группа могла достаточно точно ранжировать кандидатов, обладавших примерно одинаковыми способностями, согласно уровню их «вертолетного видения».
О талантах в процессе преобразования страны:
Когда происходили все эти события, я еще не понимал ни того, какую важную роль играют талантливые люди, особенно предприниматели, ни того, что образованные, талантливые люди являются теми дрожжами, которые заставляют общество расти, и преобразовывают его.
О воспитании нового сознания у работников:
Нам следовало воспитать новое отношение к работе, наиболее важной частью которого было то, что заработная плата должна была зависеть от результатов работы, а не от затраченного на нее времени.
О налогах и "отце-государстве":
Уже к 70-ым годам мы заметили, что там, где правительство брало на себя ответственность за выполнение функций главы семьи, люди начинали расслабляться. Система социального обеспечения подрывала в людях сознание того, что в жизни следует полагаться на себя. Им не надо было больше работать на благо своей семьи, подачки становились образом жизни. Эта нисходящая спираль становится бесконечной, по мере того как мотивация людей к труду ослабевает, а производительность труда снижается. Люди утрачивают стремление добиваться успеха, потому что они платят слишком много налогов. С другой стороны, они начинают зависеть от государства в удовлетворении своих основных потребностей.
О "буфетном синдроме":
Люди, обладающие значительными сбережениями и активами, по-другому относятся к жизни. Они более уверены в собственных силах и принимают на себя ответственность за себя и за свои семьи. Они не подвержены «буфетному синдрому», который возникает, когда, заплатив страховую премию, люди стараются пройти через такое количество медицинских обследований и процедур, какое только заблагорассудиться их докторам или им самим.
Об эмиграции:
Не все лидеры государств разделяли мои взгляды на отрицательный эффект эмиграции. Когда в начале 70-ых годов я сказал премьер – министру Малайзии Тан Разаку, что Малайзия страдала от «утечки умов», теряя многих высокообразованных китайцев и индийцев, уезжавших в Австралию и Новую Зеландию, он ответил: «Это не „утечка умов“, а утечка проблем».
О талантливых иностранцах:
Мы должны изменить свое отношение к талантливым иностранцам, которые когда-то рассматривались как люди, не подлежавшие ассимиляции. Нам следует использовать новую ситуацию для собственной выгоды, ибо мы не можем позволить, чтобы старые предрассудки препятствовали развитию Сингапура в качестве международного центра торговли, промышленности и услуг.
Об инвестировании в кадры:
Во время встреч с представителями Японской Торговой палаты (Japanese Chamber of Commerce) в Сингапуре я узнал, что японцы постоянно инвестировали в свои предприятия, непрерывно обновляя их. Чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, они намерены приобретать наиболее передовую технологию для оснащения своей промышленности. Тем не менее, самое сильное впечатление на меня произвел тот акцент, который японцы делают на вложении капитала в людей, которые работают с этими машинами и управляют компаниями. Чтобы добиться наилучшего использования современного оборудования, они непрерывно обучают и переквалифицируют свои кадры. Такой подход гарантирует, что японцы всегда будут впереди.
В результате политики Ли Куан Ю ежегодный поток инвестиций в страну составляет $10 млрд в год, по индексу экономической свободы, страна на втором месте уже 15 лет, а ВВП на душу населения составляет $51 тыс.