Среди других факторов студенты отметили возможности личностного и профессионального роста, имидж компании на рынке, а также возможность получения международного опыта. Примечательно, что за последние годы важность денежного вознаграждения как критерия выбора потенциального работодателя значительно снизилась. Фактор был указан лишь половиной опрошенных студентов в исследовании 2014 года, несмотря на то, что в 2013 году он был одним из ключевых.
«Представители поколения Y более требовательны, чем их старшие коллеги, и ожидают особого подхода к привлечению и удержанию. Регулярный мониторинг имиджа работодателя и исследование предпочтений студентов имеют ключевое значение для разработки эффективного ценностного предложения компании», – говорит Ольга Горбановская, партнер, руководитель практики Human Capital компании EY в Украине, которая занимается предоставлением услуг, связанных с управлением персоналом.
В исследовании EY приняли участие более тысячи студентов различных ВУЗов из разных регионов Украины (включая Донецкую область и АР Крым), которые и определили лучших работодателей Украины в 2014 году. Компания EY выражает особую благодарность порталу HeadHunter Украина, а также ведущим украинским ВУЗам, которые способствовали распространению анкет среди студентов.
Лучшие работодатели
В рамках исследования студенты могли самостоятельно назвать до трех компаний, в которых они хотели бы работать, в порядке их привлекательности, при этом они были свободны в своем выборе. Кроме того, респонденты также могли указать привлекательных для них работодателей в отраслевых списках, которые были составлены на основе прошлогодних результатов исследования.
«Привлекательность бренда работодателя значительно зависит от влияния корпоративного и продуктового брендов. В то же время, осознанное и целенаправленное формирование имиджа работодателя у конкретной целевой аудитории позволяет компаниям управлять влиянием этих факторов в эпоху быстрых перемен», – говорит Ольга Горбановская.
Как и в прошлом году, студенты самостоятельно указали порядка 500 компаний, в которых они хотели бы работать. Наиболее привлекательными отраслями для студентов в 2014 году стали сфера профессиональных услуг, отрасль производства и распространения товаров широкого потребления (FMCG) и ИТ-сектор. Согласно тренду последних лет, большинство компаний, вошедших в Топ-20 работодателей Украины, являются международными компаниями с известными корпоративными и продуктовыми брендами.
В конечном итоге, наиболее привлекательными брендами работодателя для студентов стали (в алфавитном порядке): «Гугл», «Джапан Тобакко Интернешнл», «Майкрософт», «Нестле», «Проктер энд Гэмбл», «Филип Моррис», а также аудиторско-консалтинговые компании «Большой четверки».
Что предлагают работодатели молодым специалистам помимо зарплаты
Большинство работодателей тщательно изучают изменения предпочтений молодых специалистов по отношению к работе и отвечают на их ожидания, привлекая кандидатов не только с помощью зарплаты. Лучшая нематериальная мотивация для молодого специалиста – возможность работать сама по себе. Вторым фактором, привлекающим молодежь, работодатели считают возможность карьерного роста и самореализации. Такие данные были получены в ходе исследования Международного кадрового портала HeadHunter Украина.
Все предложения для молодых специалистов и студентов можно условно разделить на две большие группы. Во-первых, это обычные вакансии (курьер, оператор колл-центра, административный работник, риелтор, менеджер по продажам и т.д.), функционал которых может выполнять человек с минимальным опытом или без него. Во-вторых, это программы стажировки или обучения молодых специалистов или студентов. Если первую группу вакансий готовы предлагать почти все работодатели, независимо от их размера и сферы деятельности, то полноценные программы обучения или стажировки чаще предлагают крупные компании с известными корпоративными брендами.
Вакансии для молодых специалистов
Полноценные вакансии для молодых специалистов предлагают как небольшие и не очень известные компании, так и крупные игроки рынка. Всего таких вакансий для молодых специалистов на Международном кадровом портале HeadHunter Украина за последние полгода было размещено около полутора тысяч. Это составляет примерно 70% предложений работы для данной группы соискателей.
Первым «нематериальным» преимуществом, который указывают почти все работодатели, является официальное трудоустройство. Именно перспектива официальной стабильной работы, по мнению работодателей, должна максимально привлекать кандидатов. Очень часто в вакансиях для молодых специалистов работодатель гарантирует входное обучение и обучение во время работы. Помимо этого, в описании вакансий для молодых специалистов также часто фигурируют возможность карьерного и профессионального роста. Значительно реже компании акцентируют внимание на наличии официальной зарплаты, молодого коллектива, комфортного офиса, гарантиях отпусков и больничных. Наличие этих дополнительных мотивационных факторов полностью зависит от того, какую политику в HR сфере проводит работодатель, и не является дополнительной преференцией исключительно для молодых специалистов.
Программы обучения и стажировки
Комплексные программы обучения/стажировки чаще всего предлагают крупные компании с известными брендами. Эти работодатели зачастую делают ставку на комплексное развитие специалиста и заинтересованы в сотрудничестве с профессионалом с начала его карьеры.
Исходя из анализа таких предложений, проведенного Международным кадровым порталом HeadHunter Украина в январе-феврале 2015 года, большинство работодателей готовы предложить молодым специалистам такие возможности как постоянное трудоустройство, возможность учиться и получать опыт в компании с известным брендом, возможность строить карьеру.