Обязательные для рассмотрения рекомендации получили такие сети, как ПАККО-холдинг, Фоззи-Фуд, Фуршет Центр, Фудмаркет, Билла Украина, ЭКО, АТБ-маркет, Метро Кэш энд Керри – Украина, Ашан Украина Гипермаркет, Омега, Таврия Плюс, Таврия-В, Барвинок. Цены в этих сетях должны быть снижены до уровня, который существовал до периода повышенного спроса на продовольственные товары, сообщает пресс-служба АМКУ.
Исследования деятельности крупнейших торговых сетей Киева, Львова, Днепропетровска, Одессы и Харькова, поставщиков и производителей начались в связи со стремительным ростом спроса и одновременным повышением цен на продовольственные товары. В частности, выросли цены на пшеничную муку, сахар, гречневую крупу, подсолнечное масло, макаронные изделия, овсяную крупу и соль в период с 21 февраля по 28 февраля 2015 года. Предварительный анализ полученной от торговых сетей информации показал, что отдельные торговые сети в вопросе ценообразования на отдельные продовольственные товары допустили рост розничных цен опережающими темпами.
Так, при повышении закупочной цены на гречневую крупу на 16% розничные цены увеличились на 39%, муку пшеничную на 58% – на 70%, при почти неизменной закупочной цене на каменную соль в течение февраля розничные цены повысились на 13%.
Как отмечается, на сегодняшний день есть основания для снижения розничных цен на основные продовольственные товары до уровня, существовавшего до периода повышенного спроса на продовольственные товары. Сейчас наблюдается тенденция к стабилизации официального курса гривни к иностранным валютам и снижению цен на горюче-смазочные материалы. Также, по информации консалтингового агентства УкрАгроКонсалт, по состоянию на 18 марта 2015 года снизились оптово-отпускные цены на сахар (на 30% к уровню 10900 грн/т), масло подсолнечное (на 23,4% к уровню 18000 грн/т), мука пшеничная высшего сорта (на 10% к уровню 7000 грн/т).
Напомним, в конце февраля во многих супермаркетах наблюдалась паника покупателей, которые стремительно скупали продукты первой необходимости. Паника населения на продуктовом рынке совпала с резким обвалом курса национальной валюты до 30-35 грн/1долл. Девальвация гривни, по логике, должна была сказаться на повышении цен на товары. Следовательно, чтобы уберечь свои сбережения от обесценивания, население побежало скупать продукты питания. Вот только наиболее востребоваными оказались мука, гречка и сахар, цены на которые на прямую от курса доллара не зависят. Companion Online опросил торговые сети, и составил список топ-10 наиболее востребованых товаров.
Такие вещи как посуда, бытовая химия, памперсы, средства личной гигиены (преимущественно импортного производства) тоже закупались, но не в таких «панических» количествах. Не пользовались ажиотажем только товары, которые невозможно долго хранить – молоко, колбаса и т.п., утверждают ретейлеры.
При этом, представители опрошенных торговых сетей утверждают, что цены на товары, которые пользовались ажиотажным спросом в конце февраля, специально не накручивались, и паника искуственно не подогревалась. «Согласно украинскому законодательству, все чеки на товары сразу отправляются в налоговую. Если, например, торговая сеть закупила сахар по цене 10 грн, то наценка составит 8-10%, если мы поднимим цену хотя бы до 11% – нас закроют надзирательные органы», – утверждает комментирует директор управляющей компании «Фуршет» Евгений Кулинич.
Подорожание «социальной» категории товаров было планомерным, и зависило от закупочных цен, и именно производители закладывали в новые поставки товаров инфляционную составляющую. По информации пресс-службы сети «Велика кишеня», товары росли в цене планомерно – в период с января по март средняя стоимость выросла на 25%, а отдельные позиции подорожали в 2 и более раз. Так, по информации пресс-службы сети супермаркетов NOVUS, наибольшие скачки цен на товары подпадающие в категорию «ажиотажного спроса» в январе были зафиксированы на крупы (+15-20%, гречка – 0%), мука (+8%) и подсолнечное масло (+5%). В феврале цена наиболее заметно выросла на сахар (+29%), подсолнечное масло (+17%), крупы (до +14%), и муку (+10%). Соль, рис и гречка в большей мере дорожали еще в 2014 г.
Между тем, в некоторых регионах уже известны факты расследований Антимонопольного комитета относительно повышения цен на продукты питания. В госведомствах считают, что ценовая политика торговых сетей свидетельствует об определенных злоупотреблениях и/или сговоре поставщиков этих категорий товаров.
После стабилизации валютного рынка, и постепенного укрепления гривны паника рассеялась, но некорый дефицит товар сохраняется. «Склады забиты товаром, поскольку прошлогодний урожай был рекордным. Но сейчас поставщики придерживают товар, поскольку тоже ограничены законодательством, регулирующим рост цен. Аренда и перевозки подорожали, соответственно стоимость товаров выросла, но они не могут пока поставлять продукты по новым ценам, а по старым не хотят», – утверждает Евгений Кулинич.
На сегодняшний день покупатели предпочитают значительно подорожавшим импортным товарам продукцию отечественных производителей, информируют в «Велика кишеня». Так, к примеру, можно отметить снижение уровня продаж оливок и маслин, при этом наблюдается рост спроса на овощную консервацию отечественных производителей. Соответтвенно, торговые сети сейчас пересматривают продуктовую линейку, чтобы предоставлять покупателям товары по доступной цене, и отказываются от импортных товаров.
«Теперь нужно посмотреть кто из поставщиков выжил. Поставлять продукцию перестали, посмотрим кто из них начнет снова завозить импортную продукию. Например, вино с начала года практически не завозиться. Овощи-фрукты, косметические средства – все очень подорожало из-за падения курса гривни, плюс введены пошлины на импортную продукцию».
Список самых популярных "панических" продуктов
1 | Мука |
2 | Гречка |
3 | Сахар |
4 | Масло подсолнечное |
5 | Рис |
6 | Соль каменная |
7 | Крупа другая |
8 | Макаронные изделия |
9 | Консервы мясные (тушенка) |
10 | Овощная консервация отечественного производства |