Рассуждая о пути развития банковской системы Украины, нужно учитывать фактор доверия. Однажды разрушив доверие население, банков, инвесторов, одних финансовых институтов к другим, уничтожается главное условие ефективного функционирования финансового рынка.
Потерянное доверие не возможно восстановить на протяжении многих лет. У нас исторически так сложилось: при распаде Советского Союзе, при тех реформах, ограбили население всего СССР.
Вот от туда растут корни недоверия населения стран СНГ к банковской системе.
Кризисы в экономическом развитии Украины постоянно приводят к финансовым потерям вкладчиков. Как только экономика начинает восстанавливаться, в так называемые «тучные годы», – приходит кризис и ломается вся система. Вот в таком режиме мы живем все это время: 5-10 лет, очередной кризис, и история повторяется.
Структурные изменения в банковской системе должны строится с учетом того, что в последующие 3, 4, 10 лет кризис может повториться, и придется выбирать между плохим сценарием и еще хуже. Нужно хорошо продумать несколько менее плохих сценариев, если хороших не существует. Сделать все, чтобы не потерять именно доверие.
Украина, в общем-то, близка к тому, чтобы произошел дефолт. Но этого слова необходимо избегать всей передовой финансовой тусовке – для того, чтобы в этих шатких политических и экономических условиях, не нанести Украине серьезный ущерб. А он будет, с точки зрения карманов многих иностранных инвесторов. Но он будет мягким экономическим процессом – реструктуризацией – чтобы меньше вызывать международных скандалов. А потом двигаться дальше.
Докапитализировать экономику можно с помощью международных финансовых институтов, которые уже целый год пытаются как-то помочь. Но Украина почему-то не принимает эту помощь. В октябре на инвестиционном форуме, мы обсуждали с представителями МВФ и IFC текущие и потенциальные проблемы. Сейчас март, но иногда кажется, что все движется в обратном направлении.
В правительстве Украины недостаток квалифицированных кадров. Работают люди с недостаточно хорошим образованием, с недостаточным международным опытом. Потому сюда нужно импортировать кадры. Нанимать людей, у которых есть серьезное западное образование, с 10-20 летним опытом работы в корпоративном мире США и Европы. Это люди, которые понимают как функционирует внешний мир.
Государственное управление Украины является краеугольной проблемой на пути ко всему хорошему. Оно делает Украину не способной быстро и четко стабилизировать финансовую ситуацию. Очень долго МВФ общались с представителями Украины, и не понимали друг друга, не могли совместно работать. Наконец, в управлении появились люди, которые реально разговаривают на их языке.
Я слышу сигналы из замкнутых кругов, доноры уже говорят, с кем среди украинок и украинцев они не хотят иметь дело. Они хотят работать только с квалифицированными кадрами. Такого рода сигналы проходят через все сферы, и даже доходят в офис Порошенко. Квалифицированные специалисты теперь будут приобретать все больший политический вес, для того чтобы двигать реформы.
Украина является лишь одной из множества стран, которой предоставлена программа финансовой помощи за последние десятилетия. За последние 30 лет сотни миллионов людей по всему миру вышли из состояния бедности, сгенерировали средний класс. В Восточной Европе есть много стран, которые проходили через подобные процессы: Польша, Венгрия, Чехия и многие другие. Поэтому у международных финансовых организаций есть четкое представление того, что должна сделать Украина, и как это должно происходить.
Когда МВФ и Украина проведут финансовую стабилизацию, то необходимо не просто двигаться, а ринуться по пути реформ. Чтобы создать здесь широкую экономическую дорогу на основе железобетонной защиты прав собственности, где могут быть применены реальные инвестиционные технологии, где будут разрешать практически все, и следить за соблюдением правил дорожного движения. Самое главное, провести все реформы, которые имеют отношение к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). Создать условия, при которых никто не захочет оставаться в тени.
Справка:
Слава Рабинович — российский финансист, управляющий инвестиционной компанией Diamond Age Capital Advisors. Родился в Санкт-Петербурге (Россия). В 1988 г. Рабинович эмигрировал в США. В 1994 г. поступил в Stern School of Business at New York University (школа бизнеса при Нью-Йоркском университете), получил степень магистра бизнес-администрирования. В 1995 г. получил статус гражданина Америки. Российское гражданство сохранил. С 1996 по 2000 гг. работал в Hermitage Capital Management. Занимался созданием департамента по управлению активами компании «Ренессанс Капитал», компании MCM Capital Advisors Ltd в Москве. В в 2004 г. создал компанию Diamond Age Capital Advisors, в 2005 г. – запустил фонд Diamond Age Russia Fund. Активно ведет блоги в соцсетях на экономическую тематику, выступает с критикой политики российского президента.