Человек-арт-хаус: невероятные истории Джима Джармуша

За что же так полюбили Джармуша критики и простые люди?

История этого режиссера не такая космическая, как его фильмы. Учился, путешествовал, снимал, получил бакалавра по английской литературе и первым же полнометражным фильмом «Отпуск без конца» невероятно угодил критикам. Через четыре года вышел «Более странно, чем в раю» – фильм, на который поспешили повесить ярлык классики ровно с того момента, как ему дали «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале. Отличительной чертой картин Джармуша стали специфические сюжеты его фильмов: история разбита на несколько новелл, герои которых могут быть и вовсе не связаны друг с другом, но именно этот способ подачи персонажей сделал Джармуша королем независимого кинематографа. В его фильмах всегда есть нечто неизменное, и именно оно позволяет зрителю скрыться от нестабильной реальной жизни.

Я часто думаю о том, что сказали бы инопланетяне, если бы увидели процесс съемок кино. Если бы они увидели нас со всеми этими механическими штуками, гоняющимися за картинками, которые, по идее, должны отображать наш мир или создавать другой, новый… Затем толпа людей идет в темную комнату и смотрит на себя и на свой мир. Они б подумали, что мы очень чудаковатые.

Черно-белый экран

Джим Джармуш очень мало снимает в цвете. Все его лучшие работы – «Вне закона», «Мертвец», «Кофе и сигареты», «Более странно, чем в раю» – были сняты именно в черно-белой гамме. Сам режиссер в своих интервью говорит: «Это помогает переместиться в другое время, в другой век. Я всегда хотел создавать какие-то другие миры, и черно-белый позволяет достичь этого. Когда я снимал «Мертвеца», я не хотел, чтоб люди узнавали места, они должны были быть для них абсолютно неизвестными…».

Кстати, именно об этом фильме, в котором главную роль сыграл юный Джонни Депп, весьма неоднозначно отозвалась газета LA Times: «Смешной, глупый, шутливый, сильный, мистический и скучный, «Мертвец» – это громкий плач о приходе белого человека на Запад».

Музыка

«Для меня музыка – это чистейший из видов искусства. Когда я начинаю писать сценарий, я сразу же фокусируюсь на музыке, это очень помогает», – делится Джим Джармуш в одном из ранних интервью. Действительно, саундтреки из его фильмов невозможно спутать с какими-то другими, да и не стоит забывать, что роли в его картинах очень часто достаются музыкантам. Том Вейтс напевает свой ленивый блюз в фильме «Вне закона», в другом фильме появляется Игги Поп. Звучание музыки в фильмах всегда размеренное, спокойное и медитативное, оно вводит в своеобразное состояние, в котором человек, кажется, способен достичь нирваны. Впрочем,  музыка как раз под стать его картинам.

Актеры

В картинах Джима очень часто можно увидеть одни и те же лица. Любимцем режиссера можно назвать Роберто Бенини с его простоватой и искренней манерой игры (вспомнить только эпизод из «Ночь на Земле», где он заговорил священника до смерти), часто можно увидеть так же Джона Люри, который, кроме обычного образа типичного красавчика, еще и нередко сочиняет музыку для творений Джармуша.

Герои этого режиссера простоваты, у них свой быт и свои истории, но персонажи всегда открыты для воображения зрителя. Сам же режиссер говорит, что воображение – это его религия. Может нам всем стоит уверовать?

Залишити відповідь