Стремление к диверсификации источников энергии, а также рост влияния конкуренции на государственные органы и инвесторов способствуют повышению привлекательности возобновляемой энергетики и появлению новых направлений для инвестиций в данную отрасль.
Об этом свидетельствуют данные недавно опубликованного отчета EY «Индекс привлекательности стран для инвестиций в возобновляемую энергетику».
Бен Уоррен, руководитель международной практики EY по оказанию услуг в сфере корпоративных финансов компаниям ТЭК и электроэнергетики, а также главный редактор выпуска данного отчета, объясняет: «В условиях текущей волатильности цен на нефть и геополитической напряженности возрастает роль диверсификации источников энергии как способа повышения энергетической безопасности. Во многих странах возобновляемые источники энергии становятся все более важным компонентом общей структуры генерирующих мощностей, в результате чего некоторые рынки поднялись в нашем индексе на более высокие позиции. Общемировой объем инвестиций в возобновляемую энергетику достиг в 2014 году $300 млрд, превысив инвестиции в создание новых мощностей на основе атомной энергии и ископаемых видов топлива».
Особое внимание в отчете уделено Индии и странам Африки к югу от Сахары как ярким примерам рынков, которые привлекают к себе все более пристальное внимание иностранных инвесторов и создают конкуренцию традиционным направлениям инвестиций в энергетике. Бен Уоррен отмечает: «Правительствам и политикам необходимо еще более активно работать в направлении формирования прозрачной и эффективной энергетической политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу, и, в том числе, проводить рыночные реформы даже при условии, что они могут оказаться непопулярными в обществе. Эти меры позволят заложить основу для инвестиций в возобновляемую энергетику на последующие годы».
Изменения в индексе в результате уточнения законодательства
В текущей версии индекса Индия поднялась на пятое место, что отражает существенный рост объемов инвестиций и числа проектов в сфере возобновляемой энергетики в стране. Это является результатом поставленных правительством амбициозных целей развития данной отрасли, а также политических реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата. В отчете приводится эксклюзивное интервью с министром энергетики Индии Пиюшем Гойалом, который объясняет, каким образом намерение Индии привлечь более $100 млрд. инвестиций в возобновляемую энергетику в течение последующих пяти лет позволит ей к 2019 году занять наивысшую позицию в индексе привлекательности стран для инвестиций в эту отрасль.
Несмотря на неопределенную ситуацию с инвестициями в Европе, из некоторых стран поступают положительные сигналы об изменениях в политике. Благодаря этому в следующем году индекс может ждать дальнейшая корректировка. Франция поднялась на седьмое место после того, как определились перспективы развития ее возобновляемой энергетики в период до 2030 года в результате одобрения соответствующего закона. Аналогичным образом дальнейшее совершенствование законодательной базы по проведению тендеров и конкурсных торгов в Польше и твердое намерение правительства Швеции отказаться от атомной энергетики и полностью перейти на возобновляемые источники энергии также послужили четкими сигналами для рынка.
В то же время в Великобритании сохраняется неопределенность в отношении того, насколько режим, предусматривающий использование контрактов на разницу цен (contract for difference regime), послужит стимулированию инвестиций в создание новых мощностей. В результате страна опустилась в индексе на восьмое место, что является для нее самым низким результатом за всю историю индекса, а новость о снижении тарифов на солнечную энергию для новых проектов в Италии отбросила эту страну на 16 место.
В других регионах мира наблюдается следующая динамика. Мексика продолжила улучшать позиции в индексе благодаря принятию нового закона об энергетике. Он содержит подробный план действий и направлен на достижение высоких целей в области использования возобновляемых источников энергии, а также проведения масштабных реформ в энергетике.
Кроме того, после двух лет отсутствия Египет снова вошел в состав индекса благодаря введению специального стимулирующего тарифа и новой системы аукционов, которая повышает прозрачность информации для разработчиков проектов и свидетельствует о более активной поддержке возобновляемой энергетики со стороны правительства.
Константин Таранец, старший консультант отдела услуг в области устойчивого развития, EY в Украине: «На этот раз Украина не вошла в топ-40 Индекса, поскольку была потеснена другими странами с переходной экономикой, которые за последние полгода внедрили прогрессивные инструменты поддержки возобновляемых источников энергии (включая тарифную поддержку, законодательные инициативы, активное проведение аукционов на подключение мощностей возобновляемой энергетики к энергосистеме в Египте, ОАЭ, Южной Африке, Бразилии). К тому же, сложная макроэкономическая ситуация и неопределенность с «зеленым тарифом» в Украине привели к тому, что инвесторам пришлось заморозить планы по строительству новых мощностей. Неопределенная политика касательно местной составляющей (оборудования, продукции и услуг) в проектах также приводит к потере интереса со стороны потенциальных инвесторов. Для стабилизации ситуации в области возобновляемой энергетики, помимо улучшения общего инвестиционного климата в стране, должен быть предпринят ряд конкретных шагов со стороны Министерства энергетики и угольной промышленности и регулятора (НКРЕКУ). Необходимо построение долгосрочной стратегии и видения дальнейшего развития отрасли с учетом перспектив совершенствования энергорынка и технологий возобновляемой энергетики, а также возможностей и прогнозов развития украинской экономики».
Поддержка со стороны частного сектора повышает привлекательность инвестиций в возобновляемую энергетику
Бремя ответственности за создание конкурентных условий и привлечение инвестиций в возобновляемую энергетику должны нести не только политики. Важная роль в этом процессе принадлежит частному сектору. Многие рынки уже привлекают значительные объемы капитала и формируют внушительные портфели проектов для последующей реализации. При этом инвесторам и строительным компаниям нужно ставить перед собой новые задачи. Им необходимо проводить работу в целях определения того, какие риски являются реальными, а какие – только предполагаемыми, и активнее расширять реальное присутствие на целевых рынках. Например, в разделе, посвященном странам Африки, расположенным к югу от Сахары, подробно рассматривается изменение отношения к данному региону. Ранее он относился к категории развивающихся рынков, нуждающихся в финансовой поддержке, а теперь воспринимается как самостоятельный коммерческий рынок. Разработчики проектов, а также инвесторы, работающие в сфере энергетики, должны быть креативными и конкурентоспособными, чтобы получить долю этих рынков, обладающих высоким потенциалом роста.
Активное участие компаний частного сектора в развитии отрасли и реализация крупномасштабных проектов позволили ряду стран, в частности Кении, Марокко, Чили и Филиппинам, улучшить позиции в индексе. Один из разделов отчета посвящен инициативе правительства США по обеспечению электроэнергией жителей африканских стран. В разделе говорится о том, что высокие темпы экономического роста и спрос на электроэнергию в этом регионе стали теми факторами, которые позволили привлечь в данную программу более 20 млрд долларов США в виде инвестиций частного сектора (в дополнение к 7 млрд долларов США, обещанным правительством США).
Перспективы
Обеспечение будущих поколений электроэнергией начинается с формирования оптимальной структуры выработки энергии с максимально доступной стоимостью. Страны уходят от структуры, в которой преобладает только один источник энергии, и вместо этого ищут возможности включить возобновляемые источники в общую стратегию обеспечения энергобезопасности или даже сделать их основными. Низкий уровень процентных ставок на рынках капитала в развитых странах заставляет инвесторов искать возможности за рубежом и в новых секторах. Мировая отрасль возобновляемой энергетики, а вместе с ней и потребители электроэнергии в различных странах мира, продолжат оставаться основными бенефициарами данной тенденции при условии, что правительства обеспечат последовательное применение политики и регулирование этой отрасли в интересах инвесторов в долгосрочной перспективе. Более тесная координация действий между государственным и частным секторами для проведения дальнейших реформ, которые соответствовали бы поставленным задачам, также по всей вероятности станет важной тенденцией. Страны, внедрившие передовые методы, получат существенные преимущества.
Страны СНГ все еще занимают невысокие позиции в рейтинге: так, например, Россия находится на 40-м месте среди сорока стран, на которые распространяется рейтинг. Однако направление возобновляемых источников энергии все еще остается перспективным для развития в ближайшие годы. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предусматривает ввод в эксплуатацию мощностей возобновляемой энергетики с суммарной мощностью 25 ГВт и наращивание доли электроэнергии, выработанной с использованием возобновляемых источников, до 4,5% в общем электробалансе страны. Для достижения этих целей предусматривается разработка и регулярное уточнение схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии, а также создание благоприятных условий привлечения инвестиций в соответствующие проекты. Кроме того, на сегодняшний день отмечается рост интереса к развитию мощностей возобновляемой энергетики и созданию соответствующих нормативно-правовых условий в Азербайджане и Казахстане.
Об отчете «Индекс привлекательности стран для инвестиций в возобновляемую энергетику»
В отчете на основе ряда макроэкономических, рыночных (энергетический рынок) и технологических показателей составляется рейтинг 40 стран мира по степени их привлекательности для инвестиций в возобновляемую энергетику и наличия возможностей использования возобновляемых источников энергии.
В рейтинге участвуют 40 стран мира: Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Дания, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Индия, Индонезия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Кения, Мексика, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея, Испания, Швеция, Тайвань, Таиланд, Турция, Великобритания и США.