В декабре 2014 г. Президент Украины Петр Порошенко подписал закон, согласно которому государственные органы должны уменьшить численность штата сотрудников на 20%. Под сокращение не попадают только работники ведомств, задействованных в АТО. Штат госслужащих решили сократить с целью обеспечения рационального использования бюджетных средств. По окончании I квартала 2015 г. & поинтересовался у представителей госструктур, насколько активно они приступили к реформированию государственного управления.
ЛИХИЕ ЦИФРЫ
В Украине на сегодня функционирует 17 министерств. Лишь шесть из них ответили на наши запросы, и только в Министерстве юстиции в I квартале сократили 129 человек (-15%). Правда, в ведомстве уточнили, что в начале года штат сотрудников был увеличен на 122 госслужащих. Они достались Минюсту вместе с функциями ликвидированных Государственной исполнительной и Государственной регистрационной служб. В остальных министерствах процесс сокращения аппарата еще не начинали.
К апрелю в Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы располагали данными о количестве и структуре штата государственных служащих лишь по состоянию на начало 2015 г. Именно это агентство отвечает за поэтапное планирование Стратегии реформирования государственной службы на 2015-2016 гг. К слову, свой учет ведомство не считает полным и полагается на данные Государственной службы статистики.
В Украине функционирует, помимо министерств и Национального банка, пять центральных органов исполнительной власти, шесть Национальных комиссий, 11 инспекций, 13 агентств, 25 служб, а также Пенсионный фонд и Институт национальной памяти. По данным Нацгосслужбы, по состоянию на 1 января 2015 г. в аппарате насчитали 295,7 тыс. человек. К этому числу, по информации Федерации работодателей Украины (ФРУ), еще стоит добавить примерно 33 тыс. человек, приравненных к госслужащим в центральных ведомствах, а также около 85 тыс. должностных лиц органов местного самоуправления.
А СКОЛЬКО У ВАС?
Одним из наиболее успешных примеров оптимизации государственного аппарата является опыт Швеции. В 1990 г. там насчитывалось 1394 государственных органов. Сегодня же от них осталась лишь треть. В первую очередь Швеция лишилась структур, которые можно было приватизировать. Стимулами для таких масштабных сокращений послужили экономический кризис в начале 1990-х, развитие информационных технологий и присоединение страны к ЕС в 1995 г.
В Польше, на которую во многих вопросах по реформированию госаппарата равняется и Украина, в сфере государственного управления заняты 643 тыс. поляков. Однако только 122 тыс. человек относятся к «корпусу государственной службы» – это те должности, на которые распространяется власть премьер-министра. Из них: 94% – работники государственной службы, остальные 7 тыс. человек являются госслужащими (к 2020 г. их долю планируют увеличить с 6 до 10%).
Кроме того, во многих странах оптимизирована работа министерств. Во всех странах без исключения функционируют так называемые профильные министерства – юстиции, финансов, здравоохранения, образования, иностранных и внутренних дел, обороны. Из страны в страну немного отличается структура группы «обслуживающих» министерств – энергетики, экономики, соцполитики и сельского хозяйства. И далеко не во всех странах созданы такие министерства, как министерство спорта, регионального развития, инфраструктуры, экологии и культуры. К слову, согласно информации VoxUkraine, украинцы крайне недовольны работой этой группы министерств. Более половины опрошенных и вовсе не понимают, чем там занимаются.
Исторически так сложилось, что в госсектор до сих пор люди приходили работать преимущественно либо потому, что это считалось перспективной работай еще в 1970-80-х, либо они заведомо знали о предстоящей «дополнительной выгоде» от госслужбы, либо их уровня профессионализма не хватало для более оплачиваемой работы в корпоративном секторе. «Возьмем, к примеру, Госкомстат – он нужен в государстве. Другой вопрос, как он работает, на каких принципах и с какими подходами», – говорит эксперт «Лаборатории исследований творческого центра Каунтерпарт» Владимир Куприй. Сейчас это неэффективное учреждение, потому что там преимущественно работают люди, умеющие пользоваться простыми программами уровня Microsoft Excel, тогда как весь мир уже пробует применять искусственные нейронные сети. «Государству нужно наконец признать, что у нас в госаппарате работают низкопрофессиональные специалисты. Они мало умеют, но и заставить их учиться тоже невозможно. От простой переаттестации пользы не будет – друзья друзей не обидят.
Реформирование госаппарата было бы более успешным, если бы не саботировалось самими госслужащими», – говорит профессор Питтсбургского университета Тимофей Милованов.
Кабинет министров в сентябре 2014 г. уже отдал приказ сократить путем ликвидации и реорганизации одно министерство и 16 центральных органов. Среди них, в частности, под ликвидацию попадают агентство по контролю за ценами, служба по вопросам социально-опасных заболеваний, агентство по туризму и др. Уже ликвидирована Госсельхозинспекция, передав функции другим службам и министерствам. Ликвидация только одного этого ведомства, по подсчетам экспертной группы EasyBusiness, позволит экономить 260 млн. грн. бюджетных средств ежегодно.
КТО НА ЧТО УЧИЛСЯ
Сколько Украина сможет сэкономить на сокращении штата госаппарата хотя бы на 50 тыс. человек, не берутся сегодня прогнозировать даже в Кабинете министров. В 2014 г., по данным Нацгосслужбы, число госслужащих уменьшилось на 12% (53 тыс. человек). Это позволило сократить расходы бюджета на 1 млрд. грн.
В целом же госрасходы в прошлом году составили примерно 50% ВВП. Только на содержание штата контролирующих органов, по подсчетам ФРУ, ежегодно выделяется из бюджета около 25 млрд. грн. (больше, чем стоила Украине самая крупная приватизация – продажа Криворожстали).
Одна проверка предприятия в среднем обходится государству в 16 тыс. грн. В 2013 г. было проведено 1,48 млн. таких проверок, за первое полугодие 2014-го – 643,77 тыс. проверок. Во втором полугодии действовал мораторий на проверки, поэтому их число сократилось по сравнению с 2013-м.
Сегодня, по оценкам рабочей группы аналитиков VoxUkraine, Украине необходимо сократить эти издержки хотя бы на 10% от ВВП. И при условии, что Украина хочет строить рыночную экономику, нужно стремиться к уменьшению этой цифры, потому что нынешнее бюджетное положение уже становится угрозой для нацбезопасности страны.
«Украина не может себе позволить такого количества госслужащих. На их содержание необходимы определенные средства. Экономического бума в Украине в ближайшее время не будет, соответственно денег в бюджете больше не станет. Да и выделять их на содержание госслужащих очень непродуктивно», – констатирует экономист центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Юлия Шибалкина. Поэтому единственный выход – сократить количество госслужащих.
Сегодня, по мнению опрошенных экспертов, украинское правительство обязано отчитаться перед населением о том, насколько эффективно расходуются средства госбюджета на содержание штата сотрудников министерств и ведомств. Необходимо провести независимый аудит функций госорганов и в обязательном порядке в цифрах обосновать необходимость содержания того или иного числа госслужащих и госструктур.
Подобного мнения придерживаются и в Министерстве экономического развития и торговли. Там уже заявили, что если госорганы, подконтрольные Минэкономразвития, не смогут на протяжении 2015 г. доказать перед независимой комиссией экономическую эффективность своей работы, то они будут ликвидированы. Кроме того, Минэкономики разрабатывает механизм, который не допустит в будущем восстановления таких органов и их функций.
Работа Министерства экономики оценивается на сегодня экспертами как наиболее эффективная. В министерстве уже запланировали ликвидировать 177 разного рода административных ограничений, создающих давление на бизнес. За I квартал 2015 г. ведомство успело упразднить 7,2% лицензий и разрешений. По мнению Тимофея Милованова, двигаться по пути реформ Минэкономразвития начало только с назначением на пост министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса.
Таких же «приятных последствий» ожидают и в связи с должностными назначениями иностранных менеджеров в других госструктурах. Так, например, 3 апреля министр здравоохранения Александр Квиташвили анонсировал увольнение руководства всех департаментов Минздрава. «Началась полная реорганизация министерства» – пообещал грузинский реформатор.
НЕ С ТОГО НАЧАЛИ
При этом опрошенные эксперты не верят в успех начатой Кабмином кадровой реформы, называя само по себе сокращение ведомств и госслужащих совковым методом урезания расходов госбюджета. Для переформатирования системы не столь важно количество действующих госорганов, особенно с учетом того, что их число не отличается от среднеевропейского показателя. Гораздо более важным является сокращение числа регуляторных функций, возложенных на госведомства, и качество работы, которую выполняет аппарат.
«Безусловно, сокращение определенного числа функций приведет к сокращению количества государственных органов и соответственно госслужащих, – говорит заместитель председателя совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. – Если бы правительство действительно хотело урезать функции, то начало бы с раскрытия информации реального количества имеющихся контролирующих функций и сообщило бы, сколько из них готовы урезать».
По подсчетам Д. Олейника, сегодня контролирующие органы выполняют свыше 1060 разного рода надзорных функций. И если украинское правительство все же решится перенять международный опыт, то, по его словам, их число должны сократить минимум вдвое. В прошлом году правительство заявило о сокращении количества функций на 40%. Предприниматели же пока существенных изменений во взаимодействии с государством не ощутили.
На самом деле слишком сильное сокращение количества госорганов для бизнеса несет потенциальные риски. Если «власть», которая сегодня имеет 70 контролирующих органов, получит десять ведомств, и количество инструментов влияния на бизнес при этом не уменьшится, то риски злоупотреблений чиновниками и уровень коррупции только вырастет.
Поэтому, по словам Тимофея Милованова, очень важно, чтобы в рамках реформирования система власти стала менее централизированной. И существенное число функций из центральных органов передали органам местного самоуправления. «В Украине по сравнению с европейскими странами все решается через столицу. А в развитых странах решения принимаются на местах. И там работают специалисты достаточно высокого класса. А в Украине люди, которыми принимаются решения на Печерских холмах, занимаются не реальным обеспечением защиты бизнеса или прав собственности, а проверками, лицензированием и распределениями. И не понятно, приносит ли их работа пользу экономике», – говорит он. К примеру, эксперты VoxUkraine предлагают перевести выплату спецпособий из Минсоцполитики на местный уровень, внедрив систему means-tested.
БИЗНЕС ПРОСИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Представители отечественного бизнеса считают, что они уже созрели к тому, чтобы государство перестало их «опекать», и готовы нести ответственность за нарушения стандартов качества производимой продукции и услуг. «В цивилизованном мире контроль не работает, работает ответственность производителя. Есть жалобы потребителей на продукт, услугу, или проект не отвечает стандартам – тогда проводятся проверки. И бизнес отвечает за нарушения собственными средствами и репутацией», – объясняет Дмитрий Олейник. Этот принцип контроля называется постаудит. И государству сейчас просто нужно решить, какие инструменты влияния отнести к постаудиту, а какие товары и услуги требуют подтверждения качества или сертификации еще до начала эксплуатации.
Кроме того, профессиональное бизнес-сообщество надеется на то, что часть полномочий госорганов будет делегирована непосредственно бизнесу, точнее, саморегулируемым организациям. По словам главы совета ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Сергея Антонова, бизнес готов сотрудничать с государством по вопросам дерегулирования рынка. Тем более что вопрос стал еще более актуальным в свете последних известий о предстоящем сокращении штата сотрудников госаппарата.