Если быть совсем точным, то период украинского искусства, который решил охватить куратор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф – не 30, а 29 лет. Экспозиция называется «На грани. Украинское искусство 1985–2004».
«Конечно, список работ, который мы отобрали, может стать предметом дискуссий в местной арт-среде, – сказал господин Гельдхоф на пресс-конференции. – Но мы готовы к этому».
Впрочем, несмотря на такое предисловие, какие-то серьёзные споры вряд ли по этому поводу возникнут. Кураторский стиль PinchukArtCentre не отличается особой провокативностью. Всё спокойно и выверено в этот раз. Хорошо это или плохо, но никаких сюрпризов.
Состав имён традиционный: Братков, Михайлов, Голосий, Цаголов, Чичкан, Савадов, Ройтбурд, Лейдерман, Маков, Тистол, Фонд Мазоха и т.д. И работы хрестоматийные.
Однако сходить на выставку стоит хотя бы для того, чтобы увидеть оригиналы многих известных вещей, о которых пишут в учебниках по отечественному искусству.
«Мы не ставили целью показывать только те работы, которые входят в коллекцию PinchukArtCentre, – говорит Дмитрий Логвин, исполнительный директор центра. – Так что Бйорн в этом смысле молодец. Он собрал большую часть работ, которые не часто показывали в Украине, сотрудничая для этого с самим художниками и частными коллекционерами».
Среди экспонатов, на которые хочется обратить внимание – трогательная серия снимков под названием «Места, где я был счастлив» (1995) Юрия Лейдермана. Фотографии для неё сделаны в нарочито обыденном стиле. Эмоциональную глубину им сообщают красные кружки из бумаги. Высота, на которой они располагаются, выражают степень личного счастья, которую переживал художник в данном месте в конкретный момент своей жизни.
Разумеется, присутствует на выставке и серия фотографий фотографа Бориса Михайлова «История болезни» (1997-1998), которая сделала его знаменитым на Западе. Для некоторых снимков его персонажи – харьковские бомжи позировали обнажёнными. «Понимаете, когда человек опускается на социальное дно, многие моральные и этические нормы теряют для них смысл, – говорит Михайлов. – Поэтому, когда я просил их раздеться, они делали это легко».
В дополнение ко всему, на 4-м этаже в пространстве PAC-UA можно будет ознакомиться с персональной выставкой украинской художницы Зинаиды Лихачевой «Mute». Видео-портреты 16 женщин-волонтёров Майдана прекрасны, как обложки глянцевых журналов. Но выглядит всё это, пожалуй, слишком конъюнктурно. Ничего нового они не сообщают, добросовестно работая на официальную мифологию революции. Но многие посетители наверняка получат от проекта истинное удовольствие.
Выставка продлится в PinchukArtCentre с 30 мая по 4 октября 2015 года.
Время работы: Вторник — Воскресенье с 12:00 до 21:00
Понедельник — выходной
Работа Сергея Браткова
Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2015. Фотограф: Сергей Ильин