Обеспечение
Бесконечные траты
Финансовый кризис вынуждает западные страны вкачивать дополнительные бюджетные средства в реальную экономику. Как оказалось, тех $700 млрд., которые конгресс США выделил министру финансов Генри Полсону на выкуп проблемных банковских активов, уже недостаточно. Федеральная резервная система США (ФРС) объявила о новых мерах, теперь уже по поддержке потребителей, которые обойдутся бюджету еще в $800 млрд. Из них $200 млрд. пойдут на поддержку облигаций с рейтингом ААА, обеспеченных новыми и недавно выданными кредитами на образование, покупку автомобилей, по кредитным картам и малому бизнесу. Эта программа должна повысить доступность займов и поддержать экономическую активность, стимулировав новые выпуски обеспеченных облигаций по более приемлемым процентным ставкам. За остальные $600 млрд. американский Центробанк выкупит кредиты, выданные и гарантированные ипотечными агентствами. Это позволит им выдавать больше займов по более низким ставкам и выкупать больше закладных у других ипотечных организаций. Правда, пока неясно откуда ФРС возьмет $800 млрд. Если Центробанк расширит свой баланс, попросту печатая деньги, то это приведет к резкой девальвации доллара. Такие опасения уже высказали ряд американских экономистов.
Практически одновременно министр финансов Великобритании Алистэр Дарлинг представил новый антикризисный план правительства. Напомним, что на спасение национальной экономики уже было потрачено 80 млрд. фунтов стерлингов. Теперь, чтобы стимулировать население больше покупать и тем самым активизировать работу промышленности, Дарлинг предложил на ближайшие 13 месяцев понизить ставку НДС с 17,5 до 15%. При этом повышаются выплаты для малоимущих граждан, но до лучших времен откладывается повышение акциза на импорт автомобилей и стоимость бензина. В общей сложности в 2009 г. государственный долг увеличится до рекордного уровня – в 118 млрд. фунтов. Чтобы покрыть часть дефицита, Дарлинг увеличит подоходный налог для состоятельных граждан с 40 до 45%.
Пересечения
Команда к погружению
Уровень кросс-потребления мобильной связи и Интернета в Украине растет. По данным исследования компании InMind (за первое полугодие 2008 г.), около 15% жителей страны уже сейчас одновременно пользуются обеими услугами. Но в противовес этому показателю исследователи приводят другие цифры. Так, 40% украинцев остаются пользователями только мобильной связи, тогда как четверть населения и вовсе не использует ни одну из этих услуг.
В зависимости от активности пользования Интернетом и мобильной связью InMind распределила жителей Украины на пять условных групп. 15% населения – это «погруженные» пользователи, или, другими словами, те, кто используют регулярно обе услуги. 9% – «нестабильные», то есть те, кто постоянно пользуются мобильной связью, а Интернетом – от случая к случаю. 10% – это «живущие рядом», они самостоятельно компьютерами не пользуются, однако в их домах есть ПК, подключенные к Всемирной сети. 42% – «обычные», или та часть жителей, которая пользуется только мобильной связью. 24% – «вне технологий». В эту группу входят в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые считают, что ни одна из двух услуг для них неактуальна.
Цифра
До 1,8% выросла в октябре доля проблемных кредитов в их общем объеме, предоставленных банками Украины. Еще в конце сентября этот показатель, по данным НБУ, был на уровне 1,7%.
На 0,05% сократилось количество абонентов мобильной связи в Украине. По данным аналитического отчета iKS Consulting, число активных SIM-карт в стране составляет 55,42 млн.
EUR200 млрд. составит пакет стимулов для экономики ЕС, который одобрила Еврокомиссия. Предположительно, EUR5 млрд. из общей суммы будет направлено на финансирование автопромышленности Европы.
На 5 п. п. снизится ВВП нашей страны в 2009 г. – прогнозирует Министерство экономики.
Более $25 млрд. денег россиян лежат в швейцарских банках. Такие данные предоставляет минюст Швейцарии.
На 0,1% выросли доходы населения США в октябре 2008 г. (сравнение с предыдущим месяцем). Согласно подсчетам аналитиков агентства Bloomberg, расходы жителей снизились на 1%.
80% квоты на ввоз в Украину тростникового сахара-сырца в 2009 г. будут принадлежать странам, которые занимались поставками данной продукции в 2001 г., а также в 2003 и 2004 гг. 20% квоты распределится между новыми поставщиками.
26,6% импорта металлопроката нарастила Украина в январе-октябре нынешнего года. Потребление же, по данным «Украинской ассоциации металлотрейдеров», за тот же период снизилось на 9%.
Определения
НБУ прислушался к межбанку
Начиная с 27 ноября 2008 г. Национальный банк Украины изменил порядок установления официального курса гривни к доллару США. Теперь он будет определяться как средний курс по реальным сделкам на межбанковском рынке. Большинство аналитиков позитивно оценивают принятие соответствующего постановления. С одной стороны, практика существования нескольких курсов (официальный, межбанковский, наличный) ведет к перекосам, которые ухудшают нормальное функционирование участников валютного рынка. Подобные изменения политики формирования официального курса являются первым шагом к нормализации рынка. С другой стороны, эксперты ожидают последующих мер по либерализации наличного курса, что позволит установить реальную цену на наличную валюту и удовлетворить спрос на нее. Между тем ряд экспертов уверены, что такие действия регулятора приведут к гораздо большей волатильности валютного рынка.
Стоит отметить, что рынок молниеносно отреагировал на шаги НБУ еще до начала их действия. Так, в конце ноября официальный курс гривни по отношению к американской валюте пробил свой исторический потолок в 6,295 за один доллар США. Всего же за 11 месяцев 2008 г. курс официальный национальной валюты упал более чем на четверть.
Сравнения
Проценты деньгам не ровня
Темп роста покупательной способности населения в Центральной и Восточной Европе в 2008 г. заметно превышает темп стран западной части исследуемого региона. Однако высокий процент роста в данном сравнении совсем не одно и то же, что высокая платежеспособность. Так, согласно результатам исследования GfK, даже самый низкий темп роста в Западной Европе в пересчете на евро более весом, чем самый высокий показатель в Центральной и Восточной Европе. К примеру, данный показатель в Норвегии в уходящем году составил всего 7,5%, но это означает плюс EUR1,7 тыс. в кармане каждого жителя страны. Тогда как украинские 13% темпа роста означают лишь дополнительные EUR200 в год.
По показателю покупательной способности в 2008 г. наша страна находится на предпоследнем месте в Европе. Так, в среднем, украинец в год может тратить около EUR1,68 тыс. Для сравнения: эта сумма – всего 9% среднего годового бюджета на покупки немца.
Кроме того, на территории Украины уровень покупательной способности очень различается в зависимости от региона. Так, между самым высоким и самым низким – 155 пунктов разницы. К примеру, в соседней Польше, разница составляет только 98 пунктов. Естественно, наиболее высокая покупательная способность у жителей столицы Украины – около EUR3,1 тыс. в год. К этому уровню близок и даже несколько выше показатель у двух небольших городов страны – Угледара (центра угледобычи) и Южного (важный центр торговли на побережье Черного моря).
Оперируя более крупными цифрами, исследование GfK говорит о том, что в 2008 г. европейские потребители могут потратить около EUR8 трлн. (в среднем это практически EUR12,5 тыс. на человека). При этом исследователи отметили, что пока влияние экономического кризиса не слишком отразилось на покупательной способности населения Европы. Полнее результат нынешней ситуации будет виден по итогу 2009 г.
Tенденции
Перспективное дело
Лет через пять-десять специализация в среде исследователей и консультантов должна усилиться. Такое предположение высказали эксперты, задействованные в проекте, посвященном анализу статуса и перспектив исследовательской отрасли Украины (проводила компания InMind).
Так, 57% респондентов прогнозируют в следующем году увеличение потребности компаний, работающих в стране, в маркетинговых исследованиях. В то же время 40% ожидают сохранения ее на том же уровне. А пока барьером в развитии отрасли все еще является непонимание важности маркетинговых исследований, отметили 31% опрошенных.
«&»: Какими, по-вашему, будут первые звонки к исчезновению традиционных маркетинговых исследований?
Сергей Урин, директор по стратегическому планированию THINK! McCann Erickson:
– Думаю, исследователи будут пробовать «предсказывать» будущее, прогнозировать, тем самым становясь консультантами и позволяя клиентам принимать решения на основе предложенных ими моделей развития ситуации. А клиенты, ищущие нестандартные решения, будут требовать от исследователей соответствующих подходов к их продукту. Ведь инсайты, которые выходят из стандартных исследований (как количественных, так и качественных) становятся все более предсказуемыми, особенно для клиентов, которые досконально знают свой бизнес.
Несоответствия
Госбумаги надувают новый пузырь
Спрос на государственные облигации США значительно превышает предложение. В период недоверия к акциям и корпоративным облигациям госбумаги остались чуть ли не единственным активом, по которому проводятся репо-операции (разновидность кредитования с использованием покупки-продажи ценных бумаг). Учитывая то, что гособлигации физически не передаются, а сделка заключается лишь на бумаге, на рынке зреет пузырь: многие компании несут обязательства по поставке не имеющихся у них в наличии бумаг. Дошло до того, что, по данным Bloomberg, в конце октября объем отказов в поставке бумаг составил рекордные $5,311 трлн. Даже несмотря на то что к середине ноября эта сумма упала до $1,26 трлн., она все равно значительно больше $165 млрд. – среднего значения по рынку до нынешнего финансового кризиса.
Для борьбы с этим явлением правительство США намерено ввести штрафы, что, по мнению аналитиков, может спровоцировать рост стоимости заимствований.
Рейтинг
Украина выбрала лучшие бренды года
В субботу, 29 ноября, в концертном зале «Украина» состоялась восьмая торжественная церемония награждения победителей Международного конкурса «Выбор года 2008». В этом году претендентами на высокое звание были более 100 отечественных и зарубежных компаний более чем в 100 номинациях. Статус «Лучшая водка» с большим отрывом от других претендентов получил лидер отечественного алкогольного рынка – ТМ «Хортиця»*. Как отмечает региональный директор по продажам ТМ «Хортиця» Олег Собчук: «ТМ «Хортиця», сделав абсолютное качество продукции своим конкурентным преимуществом, в который раз побеждает в конкурсах международного значения. Это доказательство того, что наш продукт высоко оценивают как потребители, так и независимые эксперты».
Выбор победителя конкурса производился по результатам нескольких независимых исследований, которые основываются на качественных преимуществах продукта и предпочтениях потребителей.
По словам Анны Руденко, директора конкурса, «Выбор года» – общепризнанный рейтинг, который определяет лучшие товары и услуги на украинском рынке. На первом этапе были проведены всеукраинские исследования потребительских предпочтений, на втором – аудит результатов авторитетной международной компанией Delloitte. Именно благодаря такой системе конкурс остается самым объективным в определении действительно любимых брендов потребителей».
ТМ «Хортиця» становится победителем конкурса «Выбор года» второй год подряд. Кроме нее, высокую награду в 2008 г. также получили такие известные компании, как Samsung, «Киевстар» и др. Победа «Хортиці» в «Выборе года 2008» – это еще одно подтверждение абсолютного качества, которое сегодня выбрал каждый третий потребитель.
Сокращения
В очереди на увольнение
По данным Total HR Consulting, большинство компаний сейчас проводят скорее предупредительную HR-политику, нежели всерьез занимаются сокращением штата и его реструктуризацией. Поэтому пока основная задача специалистов в управлении персоналом сводится к мотивации, информированию и оценке сотрудников. Если увольнять все же придется, то в первую очередь сокращению подвергнется административно-офисный персонал (36% из всего количества должностей, которые могут подлежать увольнению в условиях кризиса). Чуть менее активно в случае чего будут сокращать продавцов-консультантов, кассиров, риелторов и менеджеров по продажам – 25%. На третьем месте технический персонал и рабочие – за их увольнение высказались 8% респондентов.
Исследуя общую ситуацию на рынке, компания привлекла к участию в проекте HR-специалистов из таких сфер бизнеса: 40% – сфера торговли, 12% – ІТ, по 9% – представителей из производственных, страховых, консалтинговых компаний, по 4% – представителей финансовых, девелоперских компаний и телекома.
Перераспределение
Смена ролей в «настольных» сегментах
В этом году, по оценке холдинга Unitrade Group, на рынке страны конечным потребителям будет реализовано около 750 тыс. ноутбуков, а настольных ПК – около 850 тыс.
Итоги же девяти месяцев 2008 г. таковы: за это период в стране было продано 555 тыс. ноутбуков и 695 тыс. настольных ПК. Сравнивая полученные данные с показателями прошлого года, аналитики холдинга отметили рост доли портативных компьютеров до 44% (против 34% в 2007 г.) в общем объеме продаж.
Подводя результаты трех кварталов 2008 г., аналитики холдинга отметили некоторое перераспределение веса ценовых сегментов настольных ПК. В частности, доля нижнего ценового сегмента (до $400) заметно снизилась – на 12 п. п. (с 42% за аналогичный период 2007 г. до 30% в этом). Соответственно, выросли продажи в сегментах $400-600 (до 49% с 46%), $600-800 (до 16% с 9%) и свыше $800 (5% вместо прошлогодних 3%).