Когда дело доходит до выживания экономики, правительства часто забывают о своих принципах. И от этого всегда кто-то страдает.
Кто бы мог подумать, что подавляющее большинство американских банков и часть нефинансовых учреждений будут наперегонки состязаться за право получить себе в партнеры по бизнесу правительство США. Еще год или два назад это расценивалось бы как сумасшествие. Казалось бы, что в стране, рьяно отстаивающей принципы невмешательства в экономику и хозяйственную деятельность компаний, пропагандирующей свободные, саморегулирующиеся рынки, это попросту невозможно. Но когда вопрос ставится ребром: кому сколько осталось жить – привычные, устоявшиеся принципы перестают работать. События в США ясно показывают: в кризисные периоды правило «выживает сильнейший» не действует. Отныне судит, кому жить, а кому умереть, не Его величество рынок, а правительство США. Нельзя сказать, что американские власти всегда свято придерживались своих экономических канонов, но настолько явного их нарушения себе не позволяли.
Все началось с Lehman Brothers. Возможно, продержавшись немного дольше, он выжил бы, получив свою часть антикризисных денег, но не сложилось. В отличие от той же AIG, получившей финансирование в обмен на свои акции и без «плана Полсона», инвестбанк ожидал крах. Как показывают последующие события (принятие пресловутого «плана Полсона» и выделение для финансирования $700 млрд.), власти США стали более сговорчивыми и начали раздавать средства почти всем коммерческим банковским учреждениям без разбора. Дошло до смешного – компании, испытывающие проблемы, прощупывали почву относительно своей трансформации в банковские структуры. Впрочем, вначале все было довольно прилично: первыми, кто получил лицензию коммерческих банков, стали два инвестбанка – Goldman Sachs и Morgan Stanley. Недавно их примеру последовали American Express, третья по величине платежная система мира, и CIT Group, крупнейший независимый коммерческий кредитор. Затем к кормушке начали подтягиваться автопроизводители, стоящие на грани выживания. Так, в середине ноября GMAC, подразделение General Motors, кредитующее автодилеров, подало заявку на получение банковской лицензии. На очереди коллеги GM – Ford и Chrysler. Но конкурентов у них хватает: сегодня чуть ли не каждая компания, испытывающая финансовые проблемы, всерьез рассматривает возможность преобразования в банковскую структуру и получения доступа к своему куску пирога. К тому же промедление может быть равносильно смерти: из выделенной суммы примерно половина тем или иным образом уже освоена.
В отличие от Штатов, где вся господдержка осуществляется централизованно, в Украине помощь идет из разрозненных источников. Банками занимается Нацбанк, кредитными союзами и другими небанковскими учреждениями – Госфинуслуг, прочими отраслями – правительство. У каждого из них, безусловно, разные возможности и методы. Автопром вместе с металлургами просят дотаций у правительства. До ситуации в США нам действительно еще далеко, поэтому небанковские финучреждения не стремятся получить лицензии банковских структур. Да и смысла для них в этом нет. Наиболее деятельным в вопросах рефинансирования оказался Нацбанк, что закономерно, так как именно банковская система первой ощутила на себе последствия финансового кризиса.
В октябре регулятор принял постановление (№328 от 16.10.2008 г.), которым среди прочего предусматривалось, что в случае уменьшения в банке объемов срочных депозитов на 2% на протяжении пяти рабочих дней его руководство может обратиться к НБУ за подкреплением ликвидности в оперативном порядке. Подобное подкрепление может достигать 60% уставного капитала банка и выдаваться на срок до одного года за плату в размере 15% с одновременным предоставлением договора залога акций/паев владельцев существенной доли в капитале банка. Впрочем, в ноябре Нацбанк принял решение рефинансировать на подобных условиях лишь избранных. Критерием избранности стали организационно-правовая форма банка (открытое акционерное общество) и размер оплаченного уставного капитала (не менее 500 млн. грн.).
Помимо Нацбанка, активно работать с финучреждениями стремится и Минфин. Теоретически он сможет приобретать доли в проблемных банках в обмен на государственные облигации или за счет использования средств госбюджета. Однако все клином сходится на НБУ: выпущенные облигации внутреннего государственного займа будут обмениваться на акции банка с последующим их выкупом Нацбанком.
Эксперты находят таким шагам регулятора логичные объяснения – в случае невозможности спасения всей системы целесообразно сосредоточиться на наиболее прозрачных и крупных ее участниках. Таким образом, как американское правительство, так и власти Украины, несмотря на разность исходных положений, приходят к единому знаменателю: в кризисный период главным критерием становится не следование принципам, а банальный инстинкт выживания.