Экотренд в дизайне интерьеров – редкий случай, когда пути моды и здравого смысла пересеклись.
Скажем прямо, любовь к природе – не очень интересное занятие. Чтобы нюхать цветок, разглядывать гусеницу или обнимать дерево в течение более чем нескольких секунд, нужно обладать изрядным запасом выдержки (или занудства). Все-таки абориген мегаполиса привык к рафинадам и концентратам. Давно известно, что настоящее удовольствие от природы могут дать лишь зоопарки, турпоездки и телетрансляции канала Discovery. Все это вместе входит в сборник под названием «The best of Природа» – компакт-диск, который можно включить и выключить по собственному желанию.
Последнее время в мире приобретает популярность мнение, что природу стоит любить немного дольше и немного иначе. Первому способствует мода на все «зеленое» и «экологичное». Второму – причины, не входящие в категорию романтических: глобальное потепление, подходящие к концу запасы природных ресурсов, нехватка финансов, продовольствия, воды, земли и чистого воздуха.
Мировая дизайнерская и маркетинговая (куда уж без нее) мысли, пользуясь случаем, создали тренд, получивший название экодизайн или зеленый дизайн. Обустраивать интерьер в соответствии с экологическими принципами сегодня необычайно модно, хотя последние имеют довольно туманные очертания. Чтобы не стать рядовым едоком тренда и не упустить из вида действительно полезные составляющие экодизайна, стоит потратить немного времени для того, чтобы разобраться, что это такое на самом деле. «&.ДОМ» обнаружил два принципа, которые могут служить руководством для пользования экологическим дизайном.
Принцип театра
Еще в антикварные времена Шекспир придумал неплохой девиз для производителей дешевых гарнитуров. Если «весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры», то мебель уж подавно – декорация (временами – полная декорация). Разумеется, все мы не против сыграть в каком-нибудь хорошем спектакле. Но иногда хочется не на шутку отдохнуть. Человек способен выйти из роли. Может ли мебель выйти из декорации? А если весь дом – подделка? Британский архитектор Кристофер Дэй в начале 1990-х написал об этом книгу под названием «Места, где обитает душа:
Архитектура и среда как лечебное средство». «В мире, где время – деньги, определено: чем меньше заботы вложено в здание, будь то проектирование или строительство, тем оно дешевле, – пишет Дэй. – Но, поскольку люди не любят зданий, которые выглядят дешево, в дело идут «обманки», начиная от кирпичной облицовки и заканчивая дверьми на картонном каркасе, от мебели из древесно-стружечной плиты и до витража главного фасада при «экономном» заднем фасаде».
Экологический дизайн – это когда человек перестает жить в декорациях. Уйти из театра даже на время – недешевая привилегия. «Экостиль опирается в первую очередь на качественные и натуральные материалы, – рассказывает киевский дизайнер-декоратор Елена Стаценко. – В этом его основа. Почему он завоевывает все больше места в душах потребителя? Потому что речь идет не только об экологической чистоте, но и о том, чтобы создавать интерьеры максимально подходящие индивидууму, который в них будет жить».
В студии Елены Стаценко мы изучаем фотографии, сделанные на январской выставке Maison & Objet в Париже. Это очень модные сейчас настенные постеры с растительным рисунком; экологические лампы со столиком из наборного дерева; деревянный стул в форме пуфа; композиция из коряги, с каменными вставками; корни лианы на подставках. «Вид этих предметов может показаться несколько примитивным, – комментирует Елена. – Могу вам сказать совершенно точно – это дорогие аксессуары. В нынешнее время он и вытесняют гламур, но не врываются на рынок, а очень интеллигентно завоевывает свою аудиторию».
Принцип богатого воображения
Стабильно прекрасное состояние экономики способствует развитию воображения. Сегодня какой-нибудь гражданин ЕС или США может легко представить, что роскошный диван, с которого так приятно смотреть телевизор, – это дерево, которое он отобрал у себя во время загородной прогулки. Его фантазии хватит и на то, чтобы вообразить свою долю в тех 22 млрд. т CO2 и других парниковых газов, ежегодно закачивающихся под кислородный чехол земли. Свое желание сделать что-нибудь такое, чтобы все улучшилось, люди Запада назвали словосочетанием «environmental sustainability» (экологическая устойчивость). А термин «sustainable design» описывает высшую степень понимания экодизайна. Дизайн, который не вредит природе и способствует устойчивости экономики и общества, – из тех идеалов, стремление к которым выглядит вполне разумно.
На практике, это может означать следующее. Если вы собираетесь построить дом и обставить его мебелью, постарайтесь использовать материалы только от местных производителей. Это сократит затраты на доставку, уменьшит выбросы в атмосферу и поможет локальной экономике. Кроме того, во время строительства и проживания желательно не тратить лишней энергии.
Музыкант и архитектор Павел Гудимов: «Мы вообще очень расслабленная страна в отношении энергоресурсов. Электричество, газ и вода стоят копейки. А, например, в Литве за коммунальные услуги в двухкомнатной квартире можно заплатить и $600 в месяц. В такой ситуации наверняка задумаешься об «эко». Конечно, экодизайн – трендовое явление, на котором сейчас многие заработают хорошие деньги. Однако экология должна быть прежде всего внутри человека. Дизайн и способ жизни – это лишь внешние проявления».
Экодизайн – блюдо, которое может удовлетворить всех. Любителям сладкого причитается традиционная пена. Вегетарианцам – цветы и зеленые узоры. Предпочитающие живую плоть, получат натуральное дерево и камень. А любители умного могут обнаружить здесь новые правила жизни, о которых объявят дополнительно не в таком уж далеком будущем.