Ключевые факторы коммерческого и художественного успеха Демиса Руссоса

С точки зрения шоу-бизнеса Демис Руссос – беспроигрышный вариант гармоничного соединения высокого искусства с коммерческим успехом: на его концертах всегда полные залы, его приглашают в разные страны, его альбомы продаются миллионными тиражами. Сам певец объясняет свой феномен тем, что никогда не исполнял чужих песен, кем-то уже спетых, и всегда пел о радости и о любви, а эти понятия ценятся любыми поколениями.

Но не только темы любви и радости сделали Демиса Руссоса кумиром миллионов и одним из самых богатых людей в мире. Еще есть уникальный голос, неповторимая манера исполнения – феноменальная дикция (все слова различимы), сильные актерские и декламационные интонации, глубокий вокал, интернациональное смешение стилей, стирание границ – добавление в композиции элементов из музыки других народов. И полное нежелание петь под фонограмму («все равно что читать признание в любви по бумажке»): он всегда поет только вживую, а если выходит из строя оборудование, может работать и без микрофона. Все это в комплексе предвещало взлет на музыкальный Олимп, успех, славу, деньги, гастрольный график на несколько лет вперед, способность записывать такое количество хитов за короткий срок, чтобы побить все рекорды по количеству выпущенных платиновых, золотых и бриллиантовых дисков и в связи с этим попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

А может быть, идти вперед ему больше помогала вера в людей и одновременно расчет только на свои силы?

А может быть, склонность к самоанализу своего пути и к недовольству собой, что помогало остановиться, оглянуться, попытаться заново найти себя и смысл жизни, чтобы потом вернуться и стать настоящей суперзвездой?

Но на эти вопросы, конечно же, лучше всех ответит сам Демис Руссос.

«&»: Демис, что вам помогало двигаться неуклонно вперед к намеченной цели – стать великим певцом, несмотря на то, что семья не разделяла ваших музыкальных увлечений?

Д. Р.: В принципе, родители мне не препятствовали, даже нанимали частных преподавателей, втайне надеясь, что через несколько лет моя страсть к музыке угаснет и я, следуя семейной традиции, получу престижное образование и займусь чем-нибудь более серьезным. Отец мой, архитектор, мне постоянно напоминал, что музыка не может быть делом жизни для настоящего мужчины. Но после Суэцкого кризиса семья разорилась и была вынуждена спешно вернуться в Грецию. Возможно, мне и помогло то, что я был предоставлен самому себе, рассчитывать приходилось только на свои силы и с 16 лет зарабатывать на жизнь. А поскольку я играл на нескольких инструментах, то подрабатывал в маленьких клубах.

«&»: Можете вспомнить свой первый гонорар?

Д. Р.: Мне это достаточно тяжело вспомнить, т. к. это было 40 лет назад. Но точно помню, что я тогда впервые запел, сам не знаю почему, меня попросили кого-то заменить. Я спел знаменитый хит Animals – «Дом восходящего солнца». И мне заплатили что-то около 20 тысяч драхм – достаточно большие деньги, исходя из стоимости жизни в Греции по тем временам.

«&»: И что потом вас вело вперед?

Д. Р.: Наверное, мой оптимизм и вера в людей. Я тогда поверил своему другу, композитору Вангелису, который уговорил меня уехать в Париж. Он сочинял великолепные рок-баллады и сказал, что мы в Афинах себя заживо хороним с такими талантами. В Париже мы прошли через многие трудности, нашу группу «Дитя Афродиты» мало кто знал. Но когда нас наконец-то прослушали в одной из лучших студий Европы и мы выпустили первый альбом, то побили все рекорды популярности во Франции, заняв в хит-парадах следующую ступеньку после «Битлз».

«&»: Назовите самый решающий шаг в вашей карьере?

Д. Р.: В начале пути на тебя всегда оказывают влияние другие артисты, исполнители. И если бы я не расстался с Вангелисом и не начал сольную карьеру, моя судьба сложилась бы по-другому. Вангелис решил вернуться к рок-музыке. Меня больше привлекали романтические баллады. Я сделал на них ставку и не прогадал. Всегда нужно найти в себе силы не имитировать других, а пойти своей дорогой. Мне повезло, что я отношусь к поколению 1960-70-х годов. Именно это поколение начало развивать музыку. Сейчас эта музыка, и моя в том числе, считается классической. И молодое поколение интересуется музыкой 1970-х. На Западе много артистов, делающих миксы на старом материале.

«&»: Именно это объясняет 30-летнюю популярность вашего творчества среди разных поколений, или у вас есть свой секрет «феномена Руссоса», как критики окрестили беспроигрышный успех всех ваших альбомов и хитов?

Д. Р.: Во-первых, я не исполняю чужих песен, кем-то уже спетых. И всегда пою о радости, о любви, а эти понятия ценятся любым поколением. Может быть, еще и потому, что эти вечные ценности уходили из повседневной жизни, вытеснялись агрессией нового рока со свистом пуль и бичей. Бездумность тех мелодий опустошала мозги, а людям хотелось чего-то доброго, настоящего.

К тому же я всегда стремился, чтобы мое творчество было вне рамок политики, преодолевало всяческие преграды, барьеры, разделяющие людей: национальные, языковые, политические. В музыке я нахожу международный язык, в котором отголоски мелодий и ритмов разных стран переплавлены в новые мелодии. В ранних вещах использовал элементы фольклора стран Средиземноморья с преобладанием стилизаций греческого мелоса. Это не помешало моим песням быть популярными во многих странах. В 1975 году выпустил альбом Souvenirs, где вообще нет греческих мелодий. Позже я пришел к балканскому стилю, который мне очень близок, т. к. я родился в арабской стране, в Египте, и поэтому являюсь и арабом, и африканцем одновременно. Это мне позволило смешивать греческую и арабскую музыку. Такое смешение разных национальных стилей пришлось по вкусу в разных странах.

«&»: В конце 1980-х вы уехали в США с гастролями. Легко ли там добиться успеха?

Д. Р.: Наверное, это так же тяжело, как тяжело европейским политикам договориться с американскими политиками. Но я не тот артист, который поехал делать себе карьеру в США. Так как карьера в моем понимании – это не только успех. Для меня гораздо важнее, чтобы все происходило естественно и гармонично. И не имеет значения, где я выступаю, в больших городах или в маленьких. Самое важное значение для меня имеет публика и живое выступление перед ней. Я обожаю выступать и делаю это уже 35 лет. Считаю, что артисты становятся гораздо ближе к аудитории на концерте, чем через аудио- и видеовоздействие.

«&»: Были ли у вас случаи, когда попадался трудный зал, который вас не понимал, не принимал?

Д. Р.: Такое бывает на каждом концерте. И слава Богу, мне всегда удается установить дружбу с аудиторией. Мы всегда честны друг перед другом.

«&»: Ваше творчество и ваш голос очень узнаваемы, ни с чьим другим не перепутаешь. Никогда не хотелось что-либо изменить, заняться другим стилем?

Д. Р.: Мелодии песен, которые я выбираю и на которые нацеливаю своих композиторов-единомышленников, непросты. Их, может быть, трудно запомнить с первого раза: длинные, напевные, с необычным интонационным нюансом, ритмикой, тоном. Но в то же время эти мелодии и не настолько сложны, чтобы обычный человек не смог их напеть. Я не люблю что-то менять в своем творчестве, я люблю развивать. Свою музыку я никогда не изменю. Но мне нравится экспериментировать, делать аранжировки, с помощью музыки создавать зрительные образы – можно заставить ноту трепетать, как крылья бабочки или как язычок пламени. Мне нравится выступать с большим оркестром и в работе над альбомами задействовать оркестр.

«&»: У вас очень много альбомов, но мало видеоклипов. Почему? Вам не нравится одевать свою музыку в визуальный ряд?

Д. Р.: На мой взгляд, видеоклипы отвлекают и даже мешают слушать музыку. Нарушается синестезия – ассоциация звуков со зрительными ощущениями: на долю зрения приходится 80% внимания, значит, на долю музыки остается 20%, а то и меньше. Мне это не нравится.

Я вообще редко использую реальные шумы и звуки природы. Работая над альбомом, никогда не пошлю звукооператора записывать шум деревьев: никакое копирование природы не сравнится с мелодией, изображающей шум ветра. Ведь инструменты ее играют, передавая ощущения от этого звука, но не утрачивая собственного звучания. В моих композициях даже шум бешено мчащейся электрички передает женский хор.

«&»: Вы однажды на пять лет ушли со сцены, исчезли, удалились. Чем это было вызвано?

Д. Р.: Я по своей натуре имею склонность к самоанализу, копанию в себе. А может быть, сказалась усталость после двенадцатилетнего марафона бесконечных концертов, гастролей, записей. Я, выходя на сцену, стал неинтересен сам себе. Если же нет вдохновения, артист должен молчать. В определенный момент надо выбрать паузу и отдохнуть.

«&»: И чем вы занимались все эти годы?

Д. Р.: Я путешествовал по всему миру, много думал, размышлял, встречался с разными людьми, общался. В общем, копил новые силы и впечатления. О своем столь долгом отсутствии на сцене совершенно не жалею, т. к. результат, как мне кажется, превзошел все ожидания – я потом выпустил несколько новых, очень удачных альбомов.

«&»: Какую музыку вы сами любите слушать, и с кем из современных исполнителей дружите?

Д. Р.: Я люблю самую разную музыку. Из композиторов-классиков для меня Моцарт – на все времена. Из современности мне нравятся «Битлз», Modern Talking. Бритни Спирс мне интересна, она молодчина. Люблю Стинга, и вообще он мой хороший друг. Дружу с Паваротти. О нас с Лучано даже есть известная шутка: «Демис Руссос хотел бы петь, как Паваротти, а Паваротти хотел бы выглядеть, как Демис Руссос». Все потому, что он одевается в длинные балахоны, которые когда-то носил на сцене я. По-моему, это довольно смешная шутка.

Я люблю музыку вообще и считаю, что плохой музыки нет, есть просто плохие музыканты. Это как в кухне: приготовление еды – искусство, но плохой или хорошей кухню делает повар.

«&»: Кстати, о кухне. Говорят, у вас в Европе есть целая сеть престижных ресторанов. Вы последовали примеру многих шоу-знаменитостей?

Д. Р.: У меня есть параллельный с эстрадным бизнес, которому я отдаю свое свободное от концертов и записей время. Но какой, я вам не скажу! Может быть, и ресторанный. Но это легальный бизнес, честное слово.

«&»: В прошлом году вы спели дуэтом с российской звездой Витасом. С кем бы еще хотели выступить дуэтом?

Д. Р.: Это был мой второй дуэт в жизни. Я услышал, как Витас поет вживую, и он мне понравился. Вместе мы исполнили «Гуд бай май лав», а зал стоя нас приветствовал. В будущем я, конечно же, хотел бы выступить вместе с Аллой Пугачевой. Если она согласится, мне будет очень приятно. А если не согласится, мне все равно будет очень приятно.

«&»: Демис, вы многого достигли в своей жизни: признания миллионов, славы, богатства. Вы могли бы сказать, что счастливы и сбылись все ваши мечты?

Д. Р.: Это очень сложный вопрос. Я считаю, что самый большой дар, который я получил от Бога, помимо таланта и голоса, это возможность ездить по миру и общаться с разными людьми. Я родился под знаком Весов, который находится под покровительством бога Гермеса – покровителя общения. Поэтому испытываю счастье от общения – столько впечатлений, эмоций. Это позволяет мне дарить людям добро и любовь. Я уверен, что каждый человек должен в своей жизни стремиться к чему-то высокому, к очищению своей души, например. Для меня это важно, т. к. я верю в переселение душ. А духовное очищение способствует строительству так называемой позитивной будущей жизни.

«&»: Вы бывали в Украине не один раз, что вас удивило в этот приезд?

Д. Р.: Удивило то, что удивляет всех. В Украине я уже в третий раз. И если серьезно проанализировать, то я более удивлен сегодня, чем в те приезды. Это вполне естественная реакция тех, кто приезжает не в первый раз. Есть с чем сравнивать. И видишь, что люди прилагают много усилий, чтобы жизнь в стране была лучше. И у них это получается, чему я очень рад.

СПРАВКА «&»

Демис Руссос, греческий певец (поп-тенор) и музыкант.

Демис (Артемиос) Вентурис Руссос родился в г. Александрия (Египет) в 1946 г. в семье архитектора. На историческую родину – в Грецию – его семья переехала в 1961 году.

Демис обучался в консерватории по классу контрабаса, гитары и бузуки. Параллельно учился на философском факультете университета. Ни то, ни другое высшее заведение не закончил.

В 1968 году вместе с композитором Вангелисом создал группу «Дитя Афродиты» и уехал во Францию, где первый альбом группы «Дождь и слезы» разошелся миллионным тиражом.

В 1971 г. Руссос начал сольную карьеру. Его первый альбом «Пламя и лед» разошелся тиражом в два миллиона экземпляров.

В 1975 г. выпустил альбом Souvenirs, который занимает верхние строчки европейских хит-парадов. Давал по 150 концертов в год. Его хиты Souvenirs, Rain And Tears, Good Bye My Love, Good Bye, Forever And Ever вошли в золотой фонд музыки ХХ века.

Имя Демиса Руссоса занесено в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в 1980-х он побил все мировые рекорды по количеству выпущенных платиновых, золотых и бриллиантовых дисков.

Сейчас Руссос живет в фешенебельном парижском пригороде, но практически половину года проводит в Греции. Продолжает много гастролировать по миру и каждый год выпускать новые альбомы: In Holland (1995), Serenade (1996), Mon lle (1997), The Phenomenon (1998), Auf Meinen Wegen (2000).

В этом году Демис Руссос начал мировое турне по разным странам, посвященное 30-летию сценической деятельности. В мае в рамках этого турне состоялись два концерта знаменитого поп-тенора в Украине – в Киеве и Одессе. Дальше будут Кипр, Россия, Европа, Австралия, Америка.

Залишити відповідь