Актуально в мировых компаниях

Финансовые падения


Сдаться без боя
Samsung Electronics и LG Electronics сократят объемы производства мобильных телефонов в 2009 г. из-за ухудшения местных и глобальных экономических условий. Samsung, второй в мире после Nokia производитель трубок, готовится выпустить 222,8 млн. единиц вместо 242 млн., что на 8% меньше, чем планировалось изготовить по докризисной стратегии. Южнокорейская LG (5 место в рейтинге) за следующий год изготовит 105,6 млн. единиц вместо 119 млн. По итогам текущего года Samsung соберет 200,1 млн. трубок, а LG – 100,1 млн.


Технологический сектор ощутил на себе воздействие финансового кризиса: спрос на потребительскую электронику снижается, вынуждая производителей пересматривать планы. Рынок мобильных телефонов не исключение. Согласно подсчетам Gartner, объем глобальных продаж в III квартале 2008 г. вырос на 6% (до 309 млн. единиц), показав более чем двукратное замедление по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. По прогнозам потребительские настроения общества будут ухудшаться весь следующий год. «Компании знают, что спад, начавшийся в конце 2008-го, перейдет в 2009 г., – говорят в аналитическом агентстве Global Insight. – Была надежда на растущие рынки, однако сейчас становится ясно, что и на них произойдет замедление. То же касается развитых рынков, где спад продаж телефонов неизбежен».


Исследования


Безудержные доходы
Консалтинговая компания Deloitte & Touche опубликовала рейтинг 500 наиболее быстрорастущих технологических компаний региона EMEA. Это исследование позволило сделать несколько принципиальных выводов. Во-первых, наиболее быстроразвивающимися остаются софтверные разработчики (они доминируют в рейтинге, занимая 197 мест). За ними следуют компании, работающие в сфере Интернета и цифровых медиа (98), а также телекоммуникаций и сетей (64). Во-вторых, средние темпы роста выручки компаний рейтинга замедлились: они составили 1297% по сравнению с рекордным показателем в 1443% за минувший год. В-третьих, несмотря на ухудшение экономической ситуации, технологические игроки достаточно оптимистичны по поводу перспектив развития их отраслей. Высокую или абсолютную степень уверенности в том, что им удастся достичь аналогичных показателей роста в последующие два года, выразили 58% опрошенных руководителей (78% в 2007 г.). Однако в нынешнем году большинство респондентов выразили среднюю степень уверенности в этом по сравнению с минувшим годом (их число увеличилось с 20 до 37%). Треть компаний пока не ощутили влияния экономического спада


Власть и бизнес


RBS довели до госсобственности
Royal Bank of Scotland (RBS), второй по величине банк Великобритании, переходит под госконтроль. За 20 млрд. фунтов стерлингов правительство купило 57,9% обыкновенных акций, выпущенных в ходе допэмиссии. Такой шаг был вынужденным, поскольку спрос на ценные бумаги банка со стороны частных инвесторов оказался практически нулевым (они приобрели лишь 0,24% акций). «Уже несколько недель бумаги банка торговались ниже цены размещения допэмиссии», – поясняют в Panmure Gordon. Вливание же ликвидности RBS просто необходимо: текущий финансовый год (завершится 5 апреля 2009 г.) грозит стать наиболее убыточным за всю 300-летнюю историю банка. Только с апреля по октябрь текущего года чистые убытки превысили 690 млн. фунтов. Всего в начала кризиса RBS списал более 10 млрд., а его котировки рухнули на 90%.


Как отмечают аналитики брокерской конторы Collins Stewart, до национализации финансовый институт довели неуемные амбиции его бывшего гендиректора Фреда Гудвина, занимавшего этот пост с 2001 г. и отправленного в отставку практически одновременно с известием о рекапитализации. За последние семь лет RBS, активно прибегая к заимствованиям, потратил $90 млрд. на слияния и поглощения, увеличив активы практически вчетверо (до $200 млрд.). Также банк активно кредитовал фонды прямых инвестиций и развивал операции с ценными бумагами (RBS контролирует 7% местного ипотечного рынка). И все же главной ошибкой Гудвина стало поглощение голландского ABN Amro более чем за 60 млрд. фунтов в октябре 2007 г. «RBS стал очень большим в слишком неудачный момент», – говорят в Collins Stewart.


Став крупнейшим акционером RBS, правительство не собирается оставлять финансовый институт в числе госактивов. UK Financial Investments – организации, созданной правительством для управления его долями в банках, уже поручено разработать стратегию продажи акций. Но реализовать ее можно будет лишь после восстановления фондовых рынков, а этот процесс грозит затянуться на годы.


Реорганизация


EADS «ужмется»
EADS, европейский аэрокосмический и оборонный концерн, готовится к реорганизации. Об этом сообщает французское издание Les Echos, ссылаясь на анонимные источники внутри компании. Официальные представители EADS от комментариев воздерживаются.


По данным СМИ, генеральный директор концерна Луи Галуа предложил объединить пять нынешних структурных подразделений в три. В первое войдут дочерняя компания Airbus (специализируется на выпуске гражданских лайнеров) и группа MTA (военная транспортная авиация). Второе подразделение сформируют Defence & Security (оборонная техника) и Astrium (космическая техника). Самостоятельным останется лишь вертолетное подразделение Eurocopter. По мнению отраслевых экспертов, в условиях кризиса ликвидности такие структурные преобразования позволят концерну сократить издержки за счет экономии на масштабах и устранения дублирования функций. Например, так как спрос на военный транспорт менее подвержен кризису и останется стабильным, подключение MTA могло бы поддержать Airbus в условиях сокращения отрасли коммерческих авиаперевозок. Главный вопрос – как в случае таких структурных изменений сохранить баланс сил между французскими и немецкими акционерами, поскольку каждое подразделение управляется одной из сторон.


Антикризисный план Луи Галуа предполагает некоторые изменения. Во-первых, планируется закрыть штаб-квартиры EADS в Париже и Мюнхене, оставив только один головной офис в Тулузе. Во-вторых, сам EADS может взять имя своего наиболее известного актива – Airbus.


В целом дела у концерна идут неплохо. За январь-сентябрь 2008 г. его выручка увеличилась на 7% (до EUR29,4 млрд. евро), портфель заказов – на 7,6% (до EUR88,7 млрд.). Чтобы улучшить свои показатели, EADS в сентябре запустил обновленный антикризисный план Power8+. Он предполагает дополнительную экономию EUR650 млн. в период до 2012 г. прежде всего за счет перемещения производств в развивающиеся страны. (Power8 предусматривал экономию EUR5 млрд. в 2007-2010 гг. ценой сокращения 10 тыс. сотрудников и продажи нескольких заводов в Европе.)


Рейтинги


Забота о ближнем
Филантропия сейчас переживает не лучшие времена, однако некоторые предприниматели все же находят деньги, чтобы оказать благотворительную помощь. Таков итог нового рейтинга 50 самых щедрых американских филантропов, опубликованного журналом BusinessWeek. Попасть с него можно было в том случае, если за последние пять лет ваши благотворительные пожертвования превысили $200 млн. Среднестатистический участник рейтинга – топ-менеджер (СЕО или соучредитель) крупной корпорации, выделяющий на образование или здравоохранение до половины своего личного благосостояния. В нынешнем рейтинге – 12 новичков, самым щедрым из которых оказался гостиничный магнат Уильям Б. Хилтон, чье прошлогоднее обещание выделить $1,7 млрд. на борьбу с детскими и опаснейшими мировыми заболеваниями сразу удостоило его 5 места.


Для большинства участников рейтинга филантропия – это своего рода непрофильное занятие, масштабы которого напрямую зависят от доходов, полученных от основной деятельности. Исходя из этого можно сделать два вывода. Первый: в условиях финансового кризиса многим благотворителям приходится затягивать потуже пояса. Так, девелопер Дональд Брен и нефтяной магнат Томас Бун Пикенс (16 место) уже пересмотрели свои взносы в сторону сокращения. «Многие вынуждены поступать так же. Это трагедия», – сетует бывший СЕО AIG Морис Гринберг, вылетевший из рейтинга после того, как обесценившиеся акции страховщика сократили его состояние на 90%. По прогнозам экспертов, в 2009 г. филантропия еще больше «ужмется» – именно тогда предприниматели в полной мере поймут, насколько кризис повлиял на их прибыли. Второй вывод: как и в традиционном бизнесе, с ужесточением бизнес-среды филантропам приходится диверсифицировать свои инвестиции. К примеру, Джордж Сорос намерен больше вкладывать в отдельные проекты, сократив при этом дотации для государственных и неправительственных организаций.

Залишити відповідь