Девятая симфония Бетховена одновременно подводит итог концертному циклу «Симфонии Бетховена»

КОНЦЕРТЫ

Девятая симфония Бетховена одновременно подводит итог концертному циклу «Симфонии Бетховена», после полувекового перерыва впервые прозвучавшему в полном объеме в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины.

Монументальное сочинение, подытожившее путь гениального композитора-симфониста, принадлежит к числу тех немногих произведений мирового искусства, которые подобно горным вершинам возвышаются над всем, что создано художественным гением человечества. Как «Божественная комедия» Данте и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Фауст» Гете и Высокая месса Баха, Девятая симфония стала выражением устремлений человечества, как говорится, на все времена.

Завершенная композитором на исходе жизненного пути, она обдумывалась им в течение всей жизни. Еще в юности, увлеченный идеями французской революции, Л.-В. Бетховен искал музыкальное воплощение шиллеровской оды «К радости», на текст которой написан хоровой финал этого произведения. Впервые в симфонию вводится пение. Подобный прием Бетховену был необходим, ибо для композитора он стал воплощением Голоса Человечества, обращающегося с идеями всечеловеческого братства и свободы.

Грандиозный композиторский замысел воплощен Л.-В. Бетховеном с великой мудростью большого мастера.

Этот бетховенский шедевр будет звучать в исполнении симфонического оркестра филармонии, Национальной заслуженной академической хоровой капеллы «Думка» и солистов: народных артистов Украины Светланы Добронравовой (сопрано), Людмилы Юрченко (меццо-сопрано), Александра Дьяченко (тенор), лауреата международных конкурсов Сергея Магеры (бас). Дирижирует заслуженный деятель искусств Украины Николай Дядюра.

Концерт состоится 30 июня в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины при поддержке Фонда содействия развитию искусств.

КОНЦЕРТЫ

Музыкальное приношение Пушкину по своей сути представляет программа, подготовленная солисткой органного зала Наталией Лавреновой.

Певица обратилась к союзу двух искусств: музыки и поэзии, создав оригинальную композицию «Пушкин и музыка». Она пригласила к сотрудничеству одного из лучших отечественных мастеров художественного слова, заслуженного артиста Украины Бориса Лободу. В результате их совместной работы родилась оригинальная, в определенном смысле слова элитарная, камерная программа, в которой идеально сочетаются аутентичное и музыкальное пушкинское слово.

Среди богатейших россыпей музыкальных произведений, созданных на стихи гениального поэта (известно, что к его сочинениям обращались более тысячи композиторов, а музыкальная пушкиниана в целом насчитывает более трех тысяч опусов), Наталия Лавренова отобрала самые совершенные из них, подлинные шедевры. Те, в которых пушкинское слово нашло достойное, равновеликое воплощение, а еще – подчеркивает певица – к которым лежала душа. Изучив массу музыкального материала, Н. Лавренова остановилась на таких жемчужинах, как лирические миниатюры М. Глинки «В крови горит огонь желанья» и «Не пой, красавица, при мне» С. Рахманинова, чудная жанровая зарисовка А. Даргомыжского «Ночной зефир», утонченная пейзажная «акварельная» миниатюра Н. Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда», исполненный высокой этической направленности романс А. Бородина «Для берегов отчизны дальней». Из более близкой к нам музыкальной литературы прошлого века певица отобрала романсы из классически совершенного цикла Г. Свиридова на стихи А. Пушкина, а также взволнованный и страстный – «Прощание» украинского композитора Ф. Надененко. Завершает эту безупречно выстроенную композицию знаменитая и чрезвычайно эффектная миниатюра А. Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца». В программе также представлены сочинения А. Верстовского, Ц. Кюи, А. Рубинштейна и фрагменты из оперы А. Даргомыжского «Каменный гость».

В концерте принимает участие Татьяна Трипольская (фортепиано). Он состоится 4 июля в Национальном доме органной и камерной музыки Украины.

ВЫСТАВКИ

Возвращенные моменты бытия предстают перед зрителями на фотовыставке и выставке живописи Александра Друганова в галерее «Ателье Карась». Ибо эта идея заложена в самом названии экспозиции: «Дежа вю, или «Повторение – мать учения» («дежа вю» в переводе с французского – «уже увиденное»).

Прелесть же ее состоит в том, что Александр Друганов (с помощью фотообъектива или кисти и красок) не просто фиксирует безвозвратно ушедшие моменты, а «выстраивает» и подает их в ряду определенной художественно-эстетической концепции. При этом в его работах не меньшее значение, чем «что», приобретает «как». Обычные, казалось бы, у кого-то другого детали, у Александра Друганова возносятся до уровня масштабных обобщений, почти что символов. В его фотоработах нет первого и второго планов. Все важно. Все продумано до мелочей. Все взаимосвязано. Все концептуально. Как, к примеру, в «Парижской серии». Трудно сказать, что важнее: сложные замысловатые архитектурные конструкции или женские лики, как будто существующие вне времени и конкретного места действия. По словам известного искусствоведа Александра Соловьева, А. Друганов интересен «совмещением реального, документального взгляда и искусственно смонтированного метафизического времени, а также интригующим соединением рационально выстроенного кадра и эмоциональной, острой внезапности». При этом А. Соловьев в качестве неоспоримого достоинства работ Александра Друганова отмечает: «…принципиальный момент – печать ведется одновременно с двух-трех негативов разных пленок, и в процессе работы преобладает момент живого монтажа, а не модного компьютерного… Поскольку известно, что компьютерные изображения, вытесняющие в данный момент фотографию, не столько знаки реальности, сколько знаки знаков».

При всем этом работы Александра Друганова чрезвычайно разнообразны. Художник находится в бесконечном творческом поиске. Он непредсказуем в своем развитии и художественной эволюции. Но неизменно интригующе интересен.

Выставка Александра Друганова «Дежа вю, или «Повторение – мать учения» в галерее «Ателье Карась» (г. Киев, Андреевский спуск, 22 а) продлится до 8 июля.

ТЕАТР

Культовая рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», которая за время своего триумфального существования привлекла разных режиссеров театра и кино со всего мира, впервые будет представлена киевлянам в постановке Иркутского музыкального театра им. М. Загурского.

Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», написанная в 1969 году английским композитором Эндрю Ллойдом Вебером и молодым поэтом Тимоти Райсом, принесла им мировую известность. Даже человек, не знающий ничего о том, что история Христа всегда была источником вдохновения для художников и писателей всех времен и народов, почувствует в этом произведении дыхание Вечности. Рассчитанная на тинейджеров 1970-х, опера удивительным образом пришлась по душе и нашей тогда атеистической молодежной аудитории. Неудивительно, что многие пришли к Богу именно через эту рок-оперу.

А тогда, в 1969 году, авторы очень нервничали перед премьерой своей оперы в лютеранской церкви Св. Петра. И вот – ошеломляющий успех. Молодежная аудитория была в экстазе – знаменитый сингл Superstar, который исполняет Иуда, стал настолько популярным, что многие его цитируют до сих пор. Удивительнее всего, что мюзикл был одобрен церковью и получил из Ватикана высочайшее благословение. Ворота к феноменальному успеху распахнулись настежь. Опера тут же была представлена на Бродвее, где в течение года прошла более семисот раз.

В постановке Иркутского музыкального театра звучит оригинальная музыка Эндрю Ллойда Вебера в музыкальной редакции композитора Николая Сильвестрова, музыкального руководителя театра, и аранжировке рок-группы Театра пилигримов (художественный руководитель В. Соколов) на либретто Тимоти Райса в переводе Г. Кружкова и М. Бородицкой. Кроме рок-группы, в спектакле задействованы симфонический оркестр, хор и солисты. И все исполняется вживую, никаких фонограмм, чем и славится Иркутский музыкальный театр, с аншлаговым успехом уже показавший эту рок-оперу в Москве. По словам режиссера-постановщика Натальи Печерской, «Сила рок-опер нашего театра – в отсутствии фонограмм, впечатляющих массовых сценах, в цвете, звуке». Когда-то самой популярной оперой всех времен и народов провозгласили «Богему» Пуччини, с именем которого связывают закрытие трехсотлетней истории великих опер. «Суперстар» давно опередила гениального итальянца по числу зрительских симпатий. Жанр мюзикла достаточно проверен временем, чтобы предсказать, что в XXI веке он войдет в разряд несомненной классики.

Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» состоится 5 и 6 июля во Дворце «Украина».

КИНО

Лучший фильм об об американском футболе – «Каждое воскресенье» – вышел на лицензионном видеорынке Украины.

Этот фильм – лучшее, что когда-либо создавали об американском футболе. Целая ода, поставленная выдающимся современным режиссером Оливером Стоуном как огромный клип в два с половиной часа, который, невзирая на такую продолжительность, держит в напряжении. Но кроме того, что фильм рассказывает о футболе, «Каждое воскресенье» – лучшая за последнее время картина о том, как построить команду, способную достичь успеха. Фильм вроде бы о спорте, но спорт в Америке – это большой бизнес, прибыли от которого измеряются десятками и даже сотнями миллионов долларов. Если ты пробился со своей командой в высшую лигу и играешь средне, то твоя команда может стоить до $250 млн. Но если команда показывает результаты, доходит до play-off, завоевывает кубок и за все это благодарные зрители платят деньги, цена возрастает до астрономической суммы в $800 млн. «Акулы» из Майами находятся на спаде – за них никто не даст больше средней цены. Тренер Тони Д’Амато ищет способ выровнять ситуацию, говорит с игроками, кричит, шутит. Он для них – мать и отец, а если надо – психоаналитик, даже Господь Бог, как бы это кощунственно не звучало. Ибо все равняются на него, все от него зависят – как он организует команду, какие установки даст, так и сложится игра. Фильм четко показывает стратегию «настройки команды»: чтобы добиться успеха, надо подбадривать своих подчиненных, говорить о том, что они лучшие, что цель близка и «все за тебя, как и ты должен быть за всех». Но если «нет страсти – нет победы». Работа работой, но ты должен ее любить, болеть ею. Тренер каждый раз рассказывает команде, что четыре игры проиграны и не все потеряно, что можно успокоиться, жить своими воспоминаниями. Но есть жизнь и есть смерть. Поэтому «либо победим всей командой, либо умрем по одиночке». И команда внемлет ему, они, услышав страсть и участие в голосе тренера, идут как в бой и выигрывают.

Чтобы этот амбициозный проект вышел достойным, Стоун, вынашивающий идею о спорте-бизнесе более 10 лет, всех занятых в «Каждом воскресенье» актеров отправил на 10 недель в лагерь учиться американскому футболу. У Стоуна был и лимит денег, поэтому многие звезды (Денис Квейд, Джеймс Вудс, Метью Модин, Чарльтон Хестон) соглашались существенно урезать свои гонорары, чтобы картина все-таки вышла в свет (например, голливудская звезда Камэрон Диаз, сыгравшая роль владельца команды, согласилась на $500 тыс., хотя сейчас ее гонорар достигает $20 миллионной отметки). Отказался от многих предложений ради этой картины и исполнитель главной роли тренера Аль Пачино. Он воплотил то, что давно хотел. Показать характер организатора, руководствующегося опытом и чутьем, у которого основную роль играет творческая энергия. Антиподом энергии выступает голый прагматизм владельца команды, подчиненного лишь желанию получить прибыль. Герой Пачино показал на примере, что идеи героини Диаз – ложны. Возможно, именно из-за такого подхода к бизнесу фильм понравился американцам – в прокате 157-минутный колосс собрал $76 миллионов.

Редакция благодарит магазин «Хай-фай клуб» за предоставленный видеоматериал.

Залишити відповідь