Новые вызовы CFO В зоне повышенного риска

К чему должен быть готов финдиректор в период кризиса


Владимир Залужский, менеджер скандинавского фонда Mint Capital Москва


В условиях нарастания нестабильности в экономике специалисты, в том числе и финансовые, повсеместно озабочены возможной перспективой потери работы. Но как показывают практика и результаты исследований, финансовому директору, как правило, подобная перспектива не грозит — его позиции в компании в этой непростой ситуации достаточно надежны. Тем не менее в кризисный период для него все-таки появляются новые риски. Хотя и возникают новые возможности.
В отличие от сотрудников отделов, результативность работы которых зависит от уровня деловой активности (например, отделы продаж, маркетинга, HR), сокращения топ-менеджеров финансового профиля экспертами рынка труда не прогнозируется. Наоборот, роль CFO в обеспечении стабильной работы компании в кризисных условиях возрастает, но вместе с тем появляются новые вызовы и риски. Проанализируем ключевые из них.


1. Навыки общего руководства начинают проигрывать владению специальными знаниями. Больше надо будет делать «своими руками». В кризисной ситуации наемные руководители небольших и средних компаний могут оказаться в тисках. Снизу давит необходимость сокращения персонала, сверху — стремление собственников бизнеса активнее подключиться к процессу оперативного управления компанией. Когда владелец бизнеса начинает играть на поле наемного руководителя, перебирая на себя функцию принятия решений, от наемных топ-менеджеров ожидается более активное использование специализированных компетенций. А так как компания уже не может себе позволить держать большой штат специалистов, руководитель, в том числе финансовый директор, вынужден делать больший объем работы «своими руками».


2. Спрос на новые навыки и знания. Чтобы не потерять работу, менеджеру необходимо работать на результат, показывать собственную эффективность для компании, совершать меньше ошибок и наращивать производительность труда. Наращивать производительность труда можно, не только «просиживая» на работе сутками, но и повысив свою квалификацию через разные тренинги и курсы. Кроме того, от финансового директора кризис требует применения знаний, отличающихся от тех, которые востребованы в период всеобщего роста. Например, антикризисное управление, более жесткое и рациональное управление затратами, управление сделками по слияниям и поглощениям. Даже если ваша компания не планирует покупать/продавать активы, получить знания в области M&A для CFO было бы полезно.


Другое дело, что возникает вопрос оплаты обучающих программ в свете тотальной экономии затрат и лимита рабочего времени самих специалистов. Таким образом, основным источником знаний остается самообразование.


3. Вероятность оказаться в центре конфликта акционеров компании. В период бурного роста легко скрывать недостатки и проблемы в компании — кризис их обнажает. Кризис, как кислота, снимает ржавчину и обнажает суть отношений. Это касается и тлеющих в благоприятный для компании период противоречий в отношениях между акционерами. Конфликты возможны даже в компаниях, где в хорошее время акционеры жили душа в душу. Например, если кто-то из акционеров понес личные убытки и ему срочно нужны деньги, может встать вопрос о выкупе его доли в бизнесе. Найти средства другим акционерам в нынешних условиях также будет непросто, что может стать причиной для конфликтов. А их заложником наряду с другими топ-менеджерами может оказаться и финдиректор, у которого до этого момента были радужные перспективы работы в компании.


О том, как конфликт акционеров может сказаться на менеджменте, говорит следующий пример. В январе 2008 года между акционерами крупнейшего в Санкт-Петербурге ритейлера «Лента» разгорелся конфликт. В результате по инициативе миноритарного акционера компании было уволено несколько топ-менеджеров, в том числе и CFO. По данным газеты «Ведомости», генеральный директор «Ленты» Сергей Ющенко вернулся из отпуска и не смог попасть на свое рабочее место, охранники не пустили его в офис. «Корпоративный мобильный телефон был отключен, удаленный доступ к электронной почте не работал, а несколько высокопоставленных сотрудников компании сообщили мне об увольнении», — рассказал г-н Ющенко «Ведомостям». В такой же ситуации, по его словам, оказались директор по международным отношениям «Ленты» Кэтрин Лин, финансовый директор Кирилл Панюшкин и директор по IT Николай Крачун.


4. Повышение вероятности внутренних конфликтов с сотрудниками. Конфликты возможны по двум основным причинам: из-за того что CFO может найти «скелеты в шкафу», и по причине вмешательства в работу других служб компании.
 


Одна из главных задач CFO в период кризиса — сокращение издержек. Для этого ему придется во все вникать, в том числе и в объективность условий работы с различными подрядчиками компании. Как известно, практика откатов широко распространена в любой отрасли. CFO становится ревизором, который может вывести на чистую воду злоупотребления такого плана. Спасая себя от наказания, недобросовестные менеджеры могут устроить заговор против  него и добиваться его отставки у акционеров.
 


В кризисный период CFO должен не только внимательно следить за уровнями ликвидности в компании — хороший финдиректор внимательно отслеживает должников компании, их финансовое состояние. Если он видит риск, что покупатель не сможет заплатить за поставку, надо воспрепятствовать работе с данной организацией. Такое решение может противоречить интересам отдела продаж, живущего на проценты от сделок и заинтересованного в выполнении плана продаж любой ценой.


Однако кризис означает не только новые риски и опасности, но и новые возможности для CFO. Наиболее значимым результатом в такой ситуации может стать назначение финансового директора на пост первого лица компании. Подтверждением такому сценарию служат несколько примеров. Компания «Евротэк», развивающая продуктовую сеть «Фреш маркет», заявила об увольнении сразу двух иностранных руководителей компании и назначении на их место местных управленцев. Исполнять обязанности гендиректора будет финансовый директор «Евротэк» Наталья Шуневич. Российский пример: акционеры концерна «Ангстрем» расстались с генеральным директором Всеволодом Вуколовым, пришедшим на эту должность менее полугода назад из аппарата правительства. Кроме того, «Ангстрем» покинула и созданная Вуколовым команда топ-менеджеров. Сейчас обязанности генерального директора временно исполняет Александр Любимцев, ранее занимавший должность директора по финансам и экономике.


&.Ф.


 

Залишити відповідь