Существуют три варианта прочувствовать все прелести прыжка с парашютом. Классический прыжок осуществляется на круглом десантном парашюте с самолета Ан-2 с высоты 800-1000 м. Такой парашют достаточно безопасен и прост в управлении. Однако для того чтобы быть допущенным к небу, грамотно и адекватно действовать в воздухе, за день до прыжка необходимо пройти курс предварительной подготовки и медкомиссию. Медкомиссия не такая уж строгая, но тем не менее нужно учитывать, что существуют и некоторые противопоказания. Например, сердечные заболевания, беременность, большой лишний вес. Это не значит, что у желающих прыгать с парашютом непременно должна быть осиная талия. Но если ваш вес вышел за нормальные (95 кг) человеческие пределы… Увы, парашюты, как и кресла в салонах самолета, рассчитаны на «среднего человека».
Вертикальная скорость круглого парашюта 5,0 м/с. Приземление с такой скоростью равнозначно прыжку с высоты 1,4 м. Поэтому, чтобы новоиспеченный парашютист не вывихнул и не поломал ноги, искусству приземления учат особенно тщательно. Для этого существуют специальные тренажеры – «трамплины», на которых отрабатывается техника приземления.
На следующий день, перед прыжком – неизбежный ритуал: медицинский контроль и оформление страховки (наличие обязательно); далее – строгий осмотр, который сделает инструктор. Спустя минуты, когда в иллюминатор будет видна округа и аэродром, размером с ладонь, раздастся зуммер и вспыхнет лампа, сигнализирующая о достижении расчетной высоты. Инструктор любезно открывает перед вами дверь…
«Тандем» – вид прыжка, скорее, аттракционный, так в данном случае от парашютиста ничего не зависит, и вы будете выступать в качестве зрителя. Правда, особенного! Лекций и подготовительных занятий не будет, а на весь подготовительный этап уйдет от силы минут десять.
При помощи специальной подвесной системы любителя острых ощущений надежно прикрепят к инструктору. Затем вся ответственность за прыжок и впечатления от него ложатся на плечи (а точнее, на грудь) профессионала. В его задачу входит осуществить прыжок с высоты 4000 м, 40-60 с провести в свободном падении, затем на высоте 1500 м раскрыть парашют и бережно, так, чтобы ваши ноги не коснулись земли, спуститься на землю. В состоянии свободного падения парашютист быстро набирает скорость 50-70 м/сек (200-250 км в час). Независимо от высоты, скорость свободного падения тела ближе к поверхности земли становится постоянной (примерно 50 м/сек). Причина – в сопротивлении воздуха.
Как правило, подобные прыжки сопровождает специальный видеооператор, фиксирующий всю процедуру на видеопленку. (Видеокамера или фотоаппарат закреплены у оператора на шлеме. Кадры он отщелкивает, нажимая челюстью на специальную кнопку). Особенно интересными получаются кадры с крупными планами лиц во время свободного падения.
И, пожалуй, самый «захватывающий» – самостоятельный прыжок с двумя инструкторами на парашюте типа «Крыло» с задержкой раскрытия парашюта от 30 до 60 с. В отличие от «тандема», где от вас ничего не зависит, и от прыжка с круглым парашютом, где практически отсутствует момент свободного падения, в этом случае есть и первое, и второе.
Все, почти как у настоящего спортсмена парашютного спорта, единственный недостаток – отсутствие опыта и уверенности в своих действиях. Но этот минус компенсируется двумя инструкторами, обеспечивающими безопасность с самого начала прыжка. Они практически полностью контролируют ваши действия в воздухе, правильно направляют в потоке воздуха, а при необходимости – откроют вместо вас ваш парашют. Такой прыжок является начальным в курсе AFF (Accelerated Freefall – c английского «полет с ускорением»). Курс состоит из восьми часов теоретической подготовки и 10-15 прыжков с инструкторами. После прохождения курса выдается сертификат, дающий право на выполнение самостоятельных прыжков. Так как сертификат международный, то прыгать можно в любой части планеты, где для этого есть соответствующие условия.
Леонардо да Винчи советовал прыгать с… палаткой Впервые идея устройства парашюта была высказана великим Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 года можно найти следующую запись: «Если у человека есть палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Это первое упоминание в истории человечества о безопасном спуске с высоты. Первым испытателем подобной теории стал некий француз Лавен. В двадцатых годах XVII века, будучи заключенным в крепость, он решил бежать. Сшив из простыней шатер, узник прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу Сену. Приводнение оказалось благополучным. Спустя годы еще один француз выполнил прыжок с тюремной башни. Будучи приговоренным к смертной казни, он должен был испытать летающий плащ профессора Фонтанжа. В случае удачи ему даровали жизнь. Прыжок был удачным. С освоением человеком полетов на воздушных шарах началась эра практического применения парашютов. Впервые слово «парашют» (от французского «parer» – предотвращать и «chute» – падение) появилось в декабре 1783 года, когда с крыши обсерватории в Монполье выполнил прыжок Ленорман. Хотя сконструированное им приспособление не нашло практического применения из-за неудобства крепления к корзине воздушного шара, он утвердил название на все подобные устройства. Одним из недостатков парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанину Коккингу. В 1834 году он создал парашют в виде опрокинутого конуса. Однако в том же году испытания системы закончились трагически. Каркас корпуса не выдержал нагрузки и сложился. Коккинг погиб. Его земляк Лаланд усовершенствовал систему отверстием для выхода воздуха из-под купола. Этот принцип по сей день применяется во многих системах парашютов. С развитием авиации в двадцатом веке возникла острая необходимость дальнейшего усовершенствования парашюта. Системы старой конструкции были слишком громоздки и не могли применяться в авиации. Требовалось принципиально новое решение. Авторство в создании специального парашюта для летчиков принадлежит русскому изобретателю Глебу Котельникову. В 1911 году на практике стали использовать ранцевый парашют свободного действия. Имея круглую форму, парашют укладывался в металлический ранец и фиксировался на летчике при помощи подвесной системы. Купол выбрасывался в поток воздуха расположенными на дне пружинами, после того как прыгающий выдергивал кольцо. Со временем жесткий ранец был заменен мягким и на его дне появились соты для укладки в них строп. Эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор. Впервые применил спасательный парашют летчик-испытатель М. Громов. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог и на высоте 600 м покинул самолет. На земле спасшегося летчика ждала награда. При прыжке использовался парашют американской фирмы из чистого шелка. В то время всем спасавшимся при помощи парашютов этой фирмы вручался отличительный знак – маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда. 26 июля 1930 года группа военных летчиков впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР. В том же году были созданы Воздушно-Десантные Войска. 9 июля 1932 г. впервые в СССР совершила прыжок с парашютом женщина Л. Кулешова (Епишева). 23 мая 1932 г. Н. Евдокимов установил первый рекорд затяжного прыжка, пролетев, не раскрывая парашюта, 600 м. 1 ноября 1962 г. были установлены два абсолютных рекорда, не побитые до сих пор. Е. Андрееву принадлежит рекорд в длительности свободного падения 24500 м, а П. Долгову – прыжок с 26000 м с немедленным раскрытием парашюта. Изобретение в 1967 году американцем Джальбертом парашюта-крыла стало настоящей сенсацией в этом виде спорта. Он имеет прямоугольную форму и сделан из двух слоев ткани. Спуск на парашюте превратился из замедленного падения в планирование, стало возможным контролировать способ приземления и даже приземляться против ветра.
|
Виды экстрима в парашютном спорте
Очень сложное и опасное направление, чем-то напоминающее сноубординг, только вместо гор и снега – свободное падение и потоки воздуха. Прыгающий спортсмен использует во время свободного полета специальную лыжу. С ее помощью он ловит воздушные потоки и делает всевозможные акробатические трюки. За несколько десятков метров до земли при помощи специального механизма лыжа отстегивается и храбрец приземляется на ноги.
Особый вид воздушного экстрима. При обыкновенном прыжке с парашютом ваше тело распластано в воздухе параллельно земле. Фрифлай предполагает прыжок «солдатиком» – перпендикулярно, вверх или даже вниз головой. При подобном прыжке достигается бешеная скорость – до 80 м/с. Парашют открывается на минимальной, можно сказать, критической отметке за 100-150 м от земли… В общем, не для слабонервных.
|
Идеальный тренажер для будущего парашютиста Одним из самых лучших тренажеров для развития профессиональных навыков служит аэродинамическая труба. Имитируя свободное падение, тренажер позволяет спортсмену досконально отработать технику прыжка, при этом снижая финансовые и временные затраты. Так, час, проведенный в трубе, равносилен восьмидесяти реальным прыжкам. К сожалению, на территории СНГ подобных тренажеров пока нет. Всего их в мире около пятидесяти. В Европе один из них находится в Стокгольме. Час работы в трубе стоит около $500. Хотя, как говорят эксперты, человек, не имеющий опыта, первый раз сможет провести на тренажере от силы несколько минут. Не стоит думать, что все так легко. Очень много подобных сооружений расположено в США. Это обстоятельство позволяет американским любителям, пройдя курс AFF и проведя несколько часов на тренажере, выполнить с первого прыжка нормативы кандидата в мастера спорта. Нашим спортсменам на достижение подобных результатов приходится тратить несколько лет.
|
Опасны ли прыжки с парашютом? Инстинкт самосохранения, безусловно, заставляет подходить к этому виду спорта очень взвешенно. Конечно, прыжки с парашютом действительно опасны. Чтобы свести риск на нет, специалистами предусмотрен целый ряд мероприятий. В частности, каждый этап укладки парашюта проверяют инструкторы, непосредственно перед полетом еще раз тщательно исследуется готовность основного и запасного парашютов. Кроме того, основной парашют раскроется автоматически, даже если спортсмен от переполнивших его «эмоций» забыл дернуть кольцо. Если что-то произошло с основным куполом, обязательно раскроется запасной. Он – гарант вашей безопасности во время прыжка. И даже если парашютист не смог раскрыть его сам, то на высоте 300 метров специальный датчик заставит автоматически включить систему раскрытия запасного парашюта. Многие новички во время прыжка, после того как раскрылся основной купол, находясь в эйфории, забывают «расчековать запаску» (то есть отключить систему) и совершают приземление уже под двумя раскрывшимися парашютами.
|