Ожидаем предложений по аренде, которые будут разумными

Влад Гулий, генеральный директор ООО «Пузата Хата»


Последние несколько лет были интересными для сегмента быстрого питания: дюжина основных игроков, бурный рост. Повышалась конкуренция, сопровождающаяся постоянным поиском и нехваткой площадей для открытия новых заведений. Сектор был интересен для иностранных игроков. Кроме пионера отрасли компании McDonald’s*, работающего в Украине с 1997 г., в Украине появились «Мистер Снек», Chili Pizza, Gloria Jeans, «Ростикс». О желании выйти на украинский рынок сообщали Taco Bell, Kentucky Fried Chicken (KFC) и Pizza Hut. Развивались национальные операторы: «Пузата Хата», «Швидко», «Домашняя кухня», «Два гуся» и др.


Негативные перемены мы заметили в конце III – начале IV квартала текущего года. III квартал еще показал рост продаж и среднего чека, однако в ноябре снижение продаж в среднем по рынку составило уже 15-20%. Интересно, что количество транзакций осталось на прежнем уровне.


Мне кажется, что влияние кризиса на рынок является скорее стимулирующим, нежели негативным. Компания планирует увеличить свою долю рынка за счет ухода от небольших и менее эффективных игроков. Думаю, что и остальные игроки, имеющие шансы выжить, попробуют следовать аналогичной стратегии.


Наш прогноз на ближайшее время таков. Во-первых, темпы развития сетей замедлятся по причине дефицита кредитных средств, а также ввиду замораживания и переноса сроков сдачи торгово-развлекательных центров, где должны были открыться новые заведения.


Во-вторых, изменятся подходы операторов и инвесторов к оценке прибыльности сетей фастфуда. Капитализация и доля рынка уже сегодня отошли на второй план, ранее приоритетная EBITDA на данный период служит лишь индикатором. Единственно важным останется лишь умение компании генерировать чистую прибыль. Компании, теряющие деньги сейчас, скорее всего, не смогут пережить кризис.
В-третьих, на фоне банкротства некоторых местных игроков мы увидим волну слияний и поглощений, что позволит глобальным и европейским операторам приобрести местные сети по выгодной цене.
В-четвертых, рост обменного курса доллара заставит операторов задуматься о принципиальной возможности иметь валютную задолженность и привязку аренды к доллару. В ситуации с нестабильным обменным курсом, при отсутствии валютной выручки (или привязки к ней) все операторы будут вынуждены реструктуризировать валютные кредиты в гривне.


И наконец, начиная с I квартала 2009 г. мы будем наблюдать существенное снижение арендных ставок. Бизнес, зависящий от снижающегося спроса и генерирующий доходы в гривне, не сможет покрывать существующие арендные ставки (зафиксированные в долларовом эквиваленте) и соответственно будет требовать их понижения, поскольку текущий их уровень не даст возможности развиваться. Следуя мировому опыту, разумно иметь арендные ставки в национальной валюте и привязывать их к обороту арендатора.


Украинские операторы сетей быстрого питания уже сейчас ведут работу в направлении снижения арендных ставок. Мы, например, заканчиваем ремонт в тех помещениях, по которым были подписаны договоры аренды до начала кризиса. Новых договоров на данный момент вообще не подписываем, ожидая предложений, которые будут разумными. По существующим договорам мы активно ведем переговоры о снижении ставок, которые идут довольно успешно. Хотелось бы, чтобы простые бизнес-принципы, давно усвоенные нашими зарубежными коллегами, применялись и в нашей стране. Западные и восточно-европейские собственники недвижимости освоили за предыдущие кризисы простое правило: во время экономического спада ритейлеры и без уплаты аренды находятся в сложной ситуации, их необходимо поддерживать. Так, при открытии 30 октября нынешнего года самого большого в Лондоне торгового комплекса Westfield арендаторов освободили от уплаты аренды на первые 18 месяцев.
Поскольку ресторанный бизнес растет и падает вместе с частным потреблением (частью доходов населения, которые идут на потребление), темпы роста которого в Украине снизились с 19% во II квартале 2008 г. до 13,5% – в III, дальнейшее развитие нашего бизнеса будет во многом зависеть от общей экономической ситуации в стране. Поворота тренда со спада на рост мы ожидаем не раньше весны-лета 2009 г.

Залишити відповідь