Кризис вынудил ритейлеров задуматься об эффективности

В условиях кризиса стратегия украинских продовольственных сетей направлена на увеличение эффективности путем сокращения издержек и наращивания оборота, не ущемляя при этом интересы покупателей – снижая качество товаров и услуг. При этом основными направлениями антикризисных мер являются снижение арендной платы, цен, пересмотр ассортимента. К такому выводу пришли авторы публичной аналитической записки по результатам экспертного опроса топ-менеджеров украинских продовольственных сетей, проведенного Студией исследования розницы RetailStudio с 20 ноября по 1 декабря 2008 года.


Как сообщает «ЛИГАБизнесИнформ», опрошенные топ-менеджеры продовольственной розницы утверждают, что по итогам 2008 года обороты их продовольственных розничных сетей если и сократятся, то незначительно. Некоторые топ-менеджеры ожидают не снижения доходов, а перераспределения долей на рынке за счет ухода более слабых.


Ритейлеры признают, что с началом кризиса стоимость розничного бизнеса существенно снизилась (по разным оценкам, на 25-60%). По их мнению, это обусловлено значительной переоценкой бизнеса еще недавно. Кроме того, фактором снижения стоимости розничных компаний, по мнению топ-менеджеров продовольственной розницы, являются снижение покупательской способности, несбалансированные кредитные портфели, снижение стоимости недвижимости, замедление темпов роста. При этом, большинство считает, что кризис приведет к поглощениям более слабых сетей.


По мнению топ-менеджеров, кризис дал их компаниям шанс к «вынужденному увеличению эффективности». Он принуждает «оптимизировать бизнес-процессы и ассортимент в магазинах и по-новому посмотреть на роль маркетинга в продажах». В результате кризиса «розничники» ожидают «кристаллизации» рынка за счет того, что останутся самые эффективные компании в каждом рыночном формате.


Позитивным результатом кризиса, по мнению представителей продовольственных розничных компаний, является значительное снижение объемов аренды торговой недвижимости – в среднем на 21% в 2008 году и 22% – в 2009 году. Розничники также ожидают снижения стоимости самих помещений – в среднем на 40% в 2008 году и 30% – в 2009.


Ритейлеры в целом не поддерживают идею сокращения количества поставщиков. Зато все без исключения респонденты отметили важность изменений в ассортименте. Правда, важным фактором для «розничников» является также «договороспособность» поставщиков, умение находить компромисс в трудных условиях. Это же определяет и то, кто останется на рынке или уйдет с него.


Большинство розничников считают, что существенным элементом стимулирования спроса в условиях кризиса является снижение цен, но при этом осознают, что при этом необходимо сохранить лояльность потребителей, определяемую не только ценой, но и другими факторами, такими как удобство, уют, качество продукции.

Залишити відповідь