Западные страны стали потреблять меньше бутилированной воды. Особенно это заметно в США и Западной Европе, где экономический кризис вынуждает людей переходить в режим жесткой экономии. И это вполне понятно, ведь литр обыкновенной воды в бутылке или минералки в среднем стоит дороже литра бензина. В первую очередь люди отказываются от покупки воды для приготовления пищи и все чаще используют для этого воду из-под крана. Экономическая мотивация активно подкрепляется экологической: покупатели считают, что пластиковая тара загрязняет окружающую среду.
По данным отраслевого журнала Beverage Digest, продажи на североамериканском рынке, традиционно лидирующем по объемам потребления обычной бутилированной воды (объем $17 млрд.) в текущем году выросли всего на 1% по сравнению с 11%, зафиксированными в минувшем году, и 26% – в 2006-м. В Великобритании, по данным Nielsen, продажи воды в бутылках с марта 2007-го по март 2008 г. упали на 4,7%, во Франции – на 6,6%. Снижение выручки в этом секторе уже зафиксировали крупнейшие пищевые корпорации, в частности, Danone (бренды Evian, Volvic) и Nestle (Perrier, Vittel). (Правда, их положение пока лучше, чем у тех же Coca-Cola и PepsiCo, специализирующихся на сладкой газировке, которую в последнее время все больше считают вредной для здоровья.) Катализаторами рынка бутилированных вод могут стать разве что регионы Азии, Африки и Восточной Европы. Здесь потребление этого продукта на душу населения пока достаточно низкое (40 л в Восточной Европе по сравнению со 100 л в Западной Европе).
В Украине, где данный показатель составляет 40,7 л на человека, рассчитывать особо не на что. Согласно данным IDS Group, объемы реализации бутилированной воды за первые семь месяцев 2008 г. сократились на 1,7%, хотя еще годом ранее рынок обнадежил 30%-м ростом. Если верить отраслевым прогнозам, по итогам года объем потребления этого продукта составит 1,9 млрд. л вместо ранее ожидаемых 2,3 млрд. Причины тому – нестабильная ситуация в стране, высокий уровень инфляции (за январь-июль цена литра воды в бутылке выросла практически на четверть), а также холодное лето.