Празднику – быть!
Времена громких корпоративов стоимостью в несколько десятков тысяч долларов прошли. Большинство компаний отказываются в этом году от масштабного празднования Нового года, стремясь сэкономить деньги для других, более насущных нужд.
Тем не менее, такая экономия может нанести достаточно болезненный удар по корпоративному духу, который так долго (и дорого) воспитывался в сотрудниках в предыдущие годы, в том числе — и с помощью тех же новогодних корпоративных вечеринок.
Причем если в более спокойные экономически времена, когда лояльность персонала укреплялась годовыми бонусами, ростом зарплат, движением по карьерной лестнице и т.д., понятие «корпоративный дух» было скорее красивой фразой в отчетах HR-отдела, но на практике мало влияло на результаты работы компании, то сегодня, когда бизнес потерял возможность улучшать отношения с сотрудниками монетарными методами, именно подобные неосязаемые инструменты повышения лояльности становятся залогом успешной деятельности на рынке в 2009 году.
В то же время, какую реакцию в большинстве случаев может вызвать отмена корпоративной вечеринки, или же проведение ее в «эконом-варианте»? «Можно с уверенностью прогнозировать, что если ранее компания «закатывала» грандиозные гуляния в лучших ресторанах города, а в этом году проводит обычный фуршетик с караоке и танцами под CD, то напрашивается вывод, что раз такая экономия — значит плохи дела (а ведь в прошлом году как гуляли!), и сотрудники отправятся на каникулы с грустной мыслью, что пора обновлять резюме на рекрутинговых сайтах», — предупреждает бизнес-тренер Максим Шаинский.
Эконом-варианты
Как же организовать веселое (читай — эффективное) новогоднее празднество когда вокруг царит всеобщее сокращение бюджетов, ступор и уныние? «Именно в сегодняшней ситуации правильная организация новогоднего корпоратива в компании может дать огромный эффект! Но для этого нужно понять, что смысл этого мероприятия не в том, чтобы в очередной раз устроить всеобщую пьянку с предсказуемыми тостами, надоевшими конкурсами и концертом заезжей звезды. И «оптимизация бюджета» не только в том, чтобы вместо шикарного ресторана проводить банкет в ближайшей столовой, вместо «Хеннеси» поставить на столы самогон», — уверен психолог, тренер «Центра решений» Игорь Татарский.
Новый год — это время подведения итогов и символический переломный период. Идеальный момент, чтобы сформировать и заложить в умы людей программу новых достижений. Если все сделать правильно, она ложится глубоко в подсознание (общая предпраздничная атмосфера этому способствует) и следующие 12 месяцев реально работает.
Итак, какие эффективные сценарии существуют для экономной корпоративной вечеринки? Главным элементом всего праздника должен стать некий обряд. Его смысл — чтобы каждый сотрудник осознал, что наступает новое время, и ему надо соответствовать. Осознав это, человек получает реальный выбор: продолжать «раскачивать лодку» или мобилизоваться и в наступающем году «уничтожить» кризис лично для себя и для своей компании. Важный элемент такого «обряда» — создание конкретных сценариев (в форме сценок, картин, стихов, песен и т.д.) решения проблем в новом году. Чем креативнее — тем лучше. «С одной стороны — вот вам готовая шоу-программа (и тратиться на приглашенных артистов не надо), с другой — проигрывание перед коллегами этих сценариев есть мощнейшая гештальт-терапия и реальная подпитка бизнеса новыми, конструктивными идеями», — советует Максим Шаинский.
Волшебное действие синематогрaфа
Второй эконом-вариант укрепляющего командный дух празднества — смонтировать короткий фильм обо всем хорошем, что произошло с компанией и ее сотрудниками в уходящем году. Еще более смелый шаг — создание «научно-фантастической саги» о грядущих успехах компании в 2009-м.
Показ этого фильма на вечеринке, чествование его создателей, обсуждение планов в сочетании со скромным банкетом должно принести положительные результаты, и настроить сотрудников на позитивно-боевой лад.
«Старания тех, кто готовил и смотрел этот шедевр, должны быть вознаграждены. Праздничным банкетом, музыкой и салютом, который можно обыграть как огневой залп творческой энергии сотрудников разгоняющий тьму кризиса. Такие образы хорошо запоминаются подсознанием, и, несмотря на всю их мифологичность, помогают создать правильную базу для оптимальной работы. То есть через такую обрядовость можно провести своего рода «антивирусную чистку и оптимизацию системы» в головах у сотрудников. И как следствие, в стрессовых условиях они будут работать лучше, допускать меньше ошибок и из всех возможных решений проблемы выбирать самое оптимальное», — уверен г-н Шаинский.
Коротко о главном: Даже если у компании плохи дела, совсем отказываться от празднования корпоративного Нового года не стоит. Кроме вечеринки силами (и средствами) самих сотрудников, к которыми сейчас склоняются все больше компаний, есть не менее экономные, но куда более эффективные с точки зрения укрепления корпоративного духа варианты.