В фокусе

Ожидания


Надежды на любознательность
Украинский туризм до недавнего времени развивался достаточно активно и динамично, с ежегодными темпами роста около 20%, но 2008 г. внес свои коррективы. Если в первом полугодии туристический рынок худо-бедно увеличивал свои объемы, то финансовый кризис во втором полугодии повлек за собой заметное снижение потоков как въездных, так и выездных туристов. В цифрах это выглядит следующим образом: темпы роста туротрасли в 2008 г. уменьшились почти вдвое, а туристическими предприятиями было обслужено всего около 2,5 млн. туристов, причем большинство (2,4 млн.) – за девять месяцев. Как показывает статистика, 43% (1,1 млн. человек) предпочли отдых за рубежом, а вот доля тех, кто не захотел покидать страну, уменьшилась с 48 до 45% и составила 1 млн. человек. Что касается въездных туристов, то их доля увеличилась незначительно: всего в минувшем году Украину посетили около 400 тыс. иностранцев.


Относительно потенциальных возможностей, то часть надежд отрасли связана с Евро-2012. Однако, по мнению операторов рынка, этого еще недостаточно для того, чтобы привлечь больше туристов (напомним, что проведение финала «Евровидения» осталось незамеченным для индустрии, хотя надежд тоже было много). К тому же реальные работы по подготовке инфраструктуры к принятию болельщиков пока не начались.


Персонал


Затраты трудовых ресурсов
Укреплять сильные звенья своего штата и избавляться от слабых намерены большинство компаний в Украине. По данным исследования «Хадсон Глобал Ресорсез», влияние кризиса ощутили на себе 82% респондентов. К сокращению персонала для того, чтобы снизить издержки и оптимизировать затраты, прибегает каждая четвертая компания. А переводом сотрудников на работу по договорам подряда занимается каждая седьмая.


Что касается стратегий компаний по индексации заработных плат в 2009 г., то единого мнения на этот счет на рынке труда пока не сформировалось. На данный момент основная часть компаний колеблется между индексацией по курсу доллара США и уровню инфляции. В то же время 20% организаций планируют в нынешнем году оставить заработную плату без изменений, не индексируя ее вовсе.


По отношению к нефинансовым льготам для сотрудников компании более единодушны. Не планируют менять в 2009 г. политику по страхованию сотрудников, а также оплаты счетов за мобильную связь 70% респондентов. При этом 30% отметили, что уже подвергли сокращению такие статьи расходов, как оплата питания сотрудников, бензина для авто, а в некоторых случаях и услуги мобильной связи. От корпоративного празднования Нового года отказались 40% компаний. Кроме того, в 2009 г. в планах большинства организаций сокращение вдвое бюджетов на обучение сотрудников и корпоративные мероприятия.Перепроизводство


Перепроизводство


Езда с препятствиями
С падением продаж по всему миру автомобилестроительные компании оказались в тупике. Безудержная гонка по запуску новых производственных площадок, наблюдаемая в последние годы, привела к тому, что суммарная мощность мирового автопрома достигла 94 млн. авто в год. Исследовательская компания CSM Worldwide установила: если отталкиваться от нынешнего уровня сбыта, то 34 млн. сходящих с конвейера машин (что эквивалентно загрузке 100 заводов) являются избыточными. В наиболее проигрышном положении оказались концерны из США и Китая, где уровень перепроизводства наивысший; а также из стран Центральной и Восточной Европы, где замедление продаж связано со снижающейся покупательной способностью и сложностью получения кредита. В такой ситуации в ближайшие годы автопроизводителям придется и дальше сокращать объемы выпуска, закрывать заводы и тысячами увольнять рабочих.


Оживления спроса автоконцерны ожидают в 2011 г., пика продаж – в 2013-м. Такие надежды игроки рынка связывают с ростом населения и необходимостью к этому времени заменить старые авто новыми моделями.


Тенденции


Радость украинца
За ответами на вопросы, что на сегодняшний день больше всего беспокоит украинцев и чем жители страны наиболее недовольны, далеко ходить не надо. А вот ответ на вопрос, что же еще может радовать городского жителя Украины, не так очевиден. Согласно результатам исследования, проведенного компанией InMind в конце 2008 г. среди жителей крупных городов, источником удовлетворенности для них является частная жизнь. Друзья, дети, работа – каждой из этих сфер в целом довольны 50% и более респондентов. Чуть меньше опрошенных радует их здоровье и здоровье близких, возможности карьерного роста, жилищные условия и материальное благосостояние. При этом была отмечена закономерность: горожане, довольные своим материальным положением, обычно довольны и жизнью в целом.


«&» Какой вывод компании-производители могут сделать, видя подобный портрет настроений городских жителей страны?


Евгений Кулинич, управляющий партнер консалтинговой компании «АСТЕРС Групп»:
– На первый взгляд может показаться, что компаниям-производителям в своих маркетинговых кампаниях следует делать акцент на эмоциональной составляющей жизни человека. Если потребитель доволен отношениями с друзьями, успехами своих детей и работой, значит, на эти кнопки и надо давить. Однако подобный шаг был беспроигрышным в благополучные для бизнеса времена. Сегодня потребители вынуждены совершать рациональные покупки, а эмоции при выборе товара и лояльность к бренду уходят на задний план. Если раньше производители играли на эмоциях потребителей (упаковка, рекламные ролики и «наружка» изобиловали красивыми картинками), то теперь нужно делать ставку на полезность товара, а решающим мотивом совершения покупки становится прагматичность выбора. Когда потребители не удовлетворены своим материальным благосостоянием, демонстрировать им «шикарную жизнь» было бы по меньшей мере некорректно.


Прогнозы


Автоперестройка
Согласно прогнозам Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), в 2009 г. украинский автомобильный рынок уменьшится наполовину. Причем, по словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко, больше всего сократится доля продаж импортных автомобилей: с 40% в 2008 г. до 13% в 2009-м. Основной причиной уменьшения сбыта иномарок называется увеличение их стоимости из-за роста курса валют. Напомним, что импортерам авто грозит и повышение ввозных пошлин.


Дополнительный тарифный пресс, по мнению директора по стратегическому и корпоративному развитию концерна «Нико» Максима Рабиновича, вынудит продавцов импортных авто повысить цены минимум на 13%. «А если учесть спад спроса, то повышение стоимости автомобилей приведет практически к полной остановке их продаж, – утверждает он. – Все это будет способствовать возрождению старых схем серого импорта (с сильным занижением таможенных платежей. – Прим. ред.)». Президент ВААИД Станислав Щербина, который считает, что потребитель, привыкший ездить на иномарке, лишь в самом крайнем случае пересядет в авто, собранное в Украине. Учитывая грядущие трудности со сбытом, импортеры намерены выжить за счет обслуживания уже приобретенных машин. И если они наконец действительно займутся улучшением сервиса, то владельцы автомобилей им будут только благодарны.


Производство


Стальной минимум
Вслед за снижением в 2009 г. объемов мировой торговли сталью объем своего производства придется продолжать сокращать и украинским металлургам. Согласно отчету «Баланс рынка и цены на сталь в мире в 2009 г.», подготовленному «Укрпромвнешэкспертизой», в текущем году производство стали в нашей стране снизится до 31-33 млн. т. Для сравнения: в 2008 г. этот показатель достигал 37 млн. т.


В целом в мире производство стали притормозит на 8-9%, то есть вместо 1337 млн. т в минувшем году в нынешнем будет выпущено 1225 млн. т. Процесс сокращения выпуска продукции вполне закономерен, так как на 2009 г. прогноз производства в крупных отраслях, потребляющих металл, довольно пессимистичен. Очевидно, что снизятся темпы развития строительства, автомобилестроения и тяжелого машиностроения.


Снижаться будет в 2009 г. не только количество произведенных тонн стали, но также и их себестоимость. Причина тому – тренды сырьевых рынков, где цены на руду, по прогнозу «Укрпромвнешэкспертизы», уменьшатся на 25%. Цена на коксующийся уголь может снизиться практически наполовину.


Управление


Культура риска
Недостатки в управлении рисками в финансовых учреждениях все более четко проявляются в условиях кризиса. По данным обзора, подготовленного компанией «Эрнст энд Янг»*, только 14% топ-менеджеров из 40 мировых банков уверенны, что обладают полной картиной рисков в своих организациях. Для остальных же внедрение культуры управления рисками теперь стало первоочередной задачей. Основное препятствие в ее решении – децентрализация ресурсов и принятия решений, организационная разрозненность и отсутствие прозрачной отчетности. Общей для многих банков проблемой также является недостаток организации в информационных потоках, предоставляющих данные относительно сфер риска. Несмотря на то что во многих банках приводить эти процессы в порядок стали задолго до кризиса, результат пока ощущают на себе не все. В частности, 67% респондентов отметили, что в их организациях уже ведется подготовка отчетов о консолидированных рисках, но только 9% из них удалось в полной мере собрать эти данные.


Настроения


Страховые компании не успокаивают
Уровень доверия украинцев страховым компаниям самый низкий среди бизнес-организаций, которые включила в свое ежегодное исследование GfK Ukraine. Доверяли им в конце 2008 г. только 5,4% респондентов.


Несмотря на то что из-за кризиса банки потеряли больше всего процентных пунктов доверия (15,2), они все равно остались на первом месте среди бизнес-организаций (11,7%). Такая степень доверия, по мнению специалистов GfK Ukraine, объясняется активной коммуникацией банкиров с потребителями посредством СМИ. В частности, освещались вопросы состояния этих финансовых учреждений, а также в целом их оценка ситуации на рынке финансов. Кроме того, на относительно высокий уровень доверия украинцев к банкам повлияли заявления НБУ об их поддержке.


Чуть меньшие, чем у банков, потери в рейтинге претерпели компании с украинским капиталом (-10,8 процентных пункта). Это произошло во многом из-за сокращений ими персонала. Менее всего изменилось отношение жителей страны к компаниям с иностранным капиталом. Они, видимо, по инерции воспринимаются украинцами как более стабильные.


Цифры


12 самолетов
A380 Superjumbo поставила клиентам в 2008 г. Airbus, тем самым выполнив свои обязательства. Заключены контракты на строительство 198 A380.
$815 млрд. потеряли в ушедшем году крупнейшие мировые банки из-за сорвавшихся сделок приобретений и поглощений.


300 тыс. новых автомобилей – таков прогноз развития в 2009 г. рынка в нашей стране, сделанный корпорацией «Богдан».


$0,5 трлн. намерена выделить Япония на поддержку своей экономики. В частности, поддерживать рынок труда будут также местные корпорации.


До 46%  (с 90%) упал уровень потребительского доверия в Китае. Схожая динамика наблюдается и в Индии: 65 вместо 88%.


9% достигнет уровень безработицы в Украине в 2009 г. согласно данным Министерства труда и соцполитики.



На 15,8 тыс. абонентов выросла совокупная база украинских сотовых операторов в конце осени минувшего года. По данным iKS-Consulting, это произошло благодаря замедлению оттока базы у «Киевстара»*, а также возобновлению прироста числа абонентов у МТС.


852 тыс. авто составили продажи на американском рынке в декабре 2008 г. Это на 38,4% ниже показателя за аналогичный период предыдущего года.


На 14% уменьшатся объемы медийной рекламы в 2009 г. По прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, больше пострадает транспортная и внутренняя реклама (по -30%), а меньше всего реклама в прессе – она снизится на 10%.

Залишити відповідь