В мировых компаниях

Кризис-менеджмент


Сократиться, чтобы выжить
Alcoa – ведущий мировой производитель первичного алюминия, алюминиевых изделий и глинозема – объявила о масштабной реорганизации. Она предполагает продажу четырех непрофильных бизнес-подразделений, производящих конечную продукцию, а также снижение производства первичного алюминия на 18% – на 750 тыс. т в год. Что касается кадровой политики, то выходное пособие получат 13,5 тыс. человек (13% персонала) и еще 1,7 тыс. человек, работающих на условиях подряда. При этом будут заморожены зарплаты и прием новых сотрудников. В результате всех этих действий капитальные затраты в текущем году предполагается сократить на 50%. По словам гендиректора Alcoa Клауса Кляйнфельда, предпринимаемые меры «агрессивные, но разумные». Их цель – сохранить лидерство на рынке и увеличить ликвидность.


По мнению отраслевых экспертов, начавшийся год станет периодом глобального сокращения издержек в отрасли. Металлурги, столкнувшиеся с возвращением цен на металлы на уровни двух-трехлетней давности, попытаются вернуть туда же производственные издержки и сохранить рентабельность. «В 2009 г. мы ожидаем резкое снижение цен на металлы по сравнению со средним уровнем 2008 г.», – прогнозируют в «Банке Москвы». По их предположениям, продукция черной металлургии будет стоить на 25-60% дешевле, коксующийся уголь – на 25-40%, никель – на 41-48%.


Приобретения


Счастливого полета!
Alitalia, обанкротившийся итальянский государственный перевозчик, начала полеты в качестве частной авиакомпании. Напомним, что в декабре 2008 г. Alitalia была продана за €1,052 млрд. консорциуму из 25 итальянских инвесторов CAI. Новые владельцы объединили старые прибыльные активы авиакомпании с итальянским бюджетным перевозчиком Air One. Реформированная Alitalia заметно «похудела»: парк сократился со 186 до 148 самолетов, маршрутная сеть – с 90 до 70 пунктов, персонал – с 20 до 12,5 тыс. человек. В результате доля авиакомпании на итальянском рынке почти удвоилась, достигнув 56%, а объединенный флот двух перевозчиков стал новее и экономичнее.


Параллельно в CAI взялись за поиск зарубежного инвестора. Им в итоге стал лидер европейского рынка воздушных перевозок – франко-голландская AirFrance-KLM. 12 января она купила 25% акций обновленной Alitalia за €323 млн. Свою долю Air France-KLM получит через допэмиссию и сможет делегировать трех из 19 членов совета директоров. Стороны рассчитывают за счет оптимизации маршрутной сети сэкономить €720 млн. в течение трех лет. Соглашение также предусматривает возможность AirFrance-KLM приобрести контрольный пакет Alitalia после января 2013 г. (она хотела сделать это еще весной 2008 г., но сделка сорвалась из-за противодействия профсоюзов и правительства Сильвио Берлускони).


В AirFrance-KLM ожидают, что уже в 2010 г. Alitalia выйдет в плюс (сейчас ее долги достигают €3,2 млрд.), хотя эксперты пока более сдержаны. «Alitalia, конечно, стала более эффективной. Но достаточно ли этого, чтобы сделать ее конкурентоспособной в условиях нынешнего кризиса, непонятно», – отмечают аналитики Evolution Securities.


Власть и бизнес


Сделать по-своему
Commerzbank стал первым немецким банком, который подвергся частичной национализации в ходе финансового кризиса. Правительство Германии приобретает 25% + 1 акцию этого второго по величине банка страны, став его крупнейшим акционером. Стоимость сделки составляет €1,8 млрд., еще €8,2 млрд. будут инвестированы в инструменты, не дающие голосующих прав, но учитывающиеся при оценке капитала. В наблюдательный совет банка войдут два представителя министерства финансов. Напомним: в ноябре 2008 г. Commerzbank уже было выделено €8,2 млрд. госпомощи.


Срочная необходимость капитализировать банк, по версии Financial Times, связана с падением стоимости сложных долговых инструментов на балансе Dresdner Bank, который Commerzbank покупает у страховой компании Allianz. Пятимиллиардная сделка должна стать крупнейшей в банковском секторе Германии за последние десять лет, а объединенный финансовый институт – лидером в стране по числу клиентов и отделений. «В ходе этой покупки Commerzbank переоценил свои силы. В бухгалтерских книгах Dresdner Bank были «гнилые» бумаги на миллиарды», – пишет немецкая газета Bild.


Пойдя на экстренные меры, власти рассчитывают предотвратить банкрота банка и сохранить рыночную конкуренцию в стране. Однако местная пресса называет сделку «кошмаром» и «скандалом», указывая, что «государство не имеет права спасать терпящую бедствие фирму за счет налогоплательщиков».



Топ-менеджмент


Награда за заслугиBusiness Week опубликовал список 12 лучших топ-менеджеров прошлого года. Все они проделали отличную работу в критических условиях. Одни сумели сохранить обнадеживающий итоговый баланс корпоративных прибылей и убытков, другие вышли из скандала с высоко поднятой головой, третьим просто повезло возглавлять пищевую, а не финансовую компанию.


 


Кадровые перестановки


Новая интернет-леди
Yahoo! после двухмесячных поисков нашла нового СЕО. Им станет 60-летняя Кэрол Бартц, считающаяся одной из самых известных топ-менеджеров мировой IT-индустрии. На пост, освободившийся в ноябре 2008 г. после отставки одного из основателей компании Джерри Янга, претендовало несколько кандидатов, в числе которых президент Yahoo! Сьюзен Декер (временно исполнявшая обязанности СЕО), операционный директор News Corp. Питер Чернин, бывшие гендиректора Vodafone – Арун Сарин и AOL – Джонатан Миллер. Однако выбор пал именно на Бартц, на что повлияли результаты ее работы на предыдущем посту – в софтверной компании Autodesk, которую она возглавляла с 1992 по 2006 г. За эти 14 лет компания успешно пережила кризис доткомов и диверсифицировалась за счет поглощений. Ее выручка выросла с $300 млн. до 1,5 млрд., а акции подорожали почти в десять раз. Бартц также занимала руководящие посты в Sun Microsystems, 3M и Apple и продолжает входить в советы директоров Intel, Cisco и самой Autodesk. Аналитики высоко оценивают лидерский талант и абсолютную исполнительность Бартц, однако предполагают, что без опыта работы в интернет-секторе она просто потеряется в огромной структуре Yahoo! У инвесторов, очевидно, схожие опасения: на новости о назначении нового СЕО акции интернет-компании упали на 2,5%.


Сама Бартц заявила, что сумеет повысить финансовую эффективность компании. В 2008 г. котировки Yahoo! упали на 48%. Разочарование инвесторов объясняется не только финансовыми результатами, но и провалом слияния с Microsoft. Бартц, вероятнее всего, попытается договориться с Microsoft. Последняя в начале января заявила о том, что не потеряла интереса к сделке, но переговоры не начнутся, пока не будет назначен новый глава Yahoo!

Залишити відповідь