ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА Выдающийся поэт современности, лауреат престижнейших творческих премий «Триумф» (Россия) и «Золотая лира» (Италия), автор десятка поэтических сборников и более ста иллюстраций, изданных как в России, так и за рубежом, россиянка Юнна Мориц приглашает любителей поэзии на свой творческий вечер. В свое время ее поэзия всколыхнула великую Ахматову. Особенно эти строчки: «Кто это право дал кретину – Совать звезду под гильотину?». На них Анна Ахматова тогда (1963 год) отреагировала так: «Сейчас уже нельзя ожидать, чтобы это где-нибудь напечатали. И те, кто не хочет забыть ни о гильотине, ни о кретине, – с теми теперь будут бороться», чем предрекла судьбу тогда юной поэтессы Юнны Мориц. 10 лет не издавалась резкая, иногда не выбирающая выражений, мужская поэзия сильной женщины. Зато появилась популярная детская писательница: любое поколение знает стихи «Большой секрет для маленькой такой компании», «Собака бывает кусачей» и др. В эпоху застоя она весело чирикала такие детские стишки: «Пони девочек катает, пони мальчиков катает, пони бегает по кругу и в уме круги считает» (с понятным подтекстом). А ее взрослая поэзия расходилась в самиздате, и читателей у нее, поэта-одиночки, было больше, чем у тех, кто издавался, входил в различные литобъединения, дружил с властью. После оттепели начали появляться ее книги, одна за другой, так как творила она непрерывно – издательства не успевали выпускать поэтические сборники: «Лоза» (1970), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990). Ей присуждали многочисленные литературные премии, от которых она принципиально отказывалась. Став выездной, Мориц много путешествовала – по Европе, Америке, читала стихи, лекции, эссе. Дружила с Сергеем Довлатовым, который вел в США ее творческие вечера, помогал, поселял у себя в доме. Но она никогда не напишет о нем воспоминаний, потому что, по ее словам, «после Сережиного ухода в вечность, его приватизировала команда друзей, в которую я не вхожу». И это тоже черта ее личности: всегда иметь свой обособленный взгляд на все происходящее вокруг. В прошлом году Юнне Мориц вручили русскую престижную премию «Триумф», издали новую книгу стихов «Таким образом». Презентация этой книги состоится в Киеве на ее творческом вечере. Он состоится 21 апреля в Национальной музыкальной академии Украины (консерватория). |
ВЫСТАВКИ Картины-сновидения рисует художник Александр Добродий. Они способны загипнотизировать зрителя и увести в параллельные миры, где нет четких и понятных образов, где все необычно, но приятно на взгляд. В его безжанровых многофигурных композициях причудливым образом сочетаются реальность и вымысел. В этом сочетании нет сюжета – все в картинах Добродия живет своей жизнью и подчиняется только своим законам. «Я всегда основываюсь лишь на своих ощущениях, – говорит автор. – Никогда не планирую работы заранее. И все сюжеты у меня возникают не сознательно, а интуитивно и непосредственно перед написанием картины». Художник даже эскизов не делает, а кладет мазки сразу на только что подготовленный холст. В его работах доминирует холодный цвет: многочисленные оттенки зеленого и синего. Но иногда на сине-зеленом полотне контрастом проскальзывают желтый или красный цвет. Так, в «Юном страже» на цветок садится красная бабочка, а в «Архитектурном мотиве» присутствуют небольшие элементы картин Айвазовского, которые художник срисовал с работ знаменитого феодосийца. Реализм Айвазовского – это четкий контраст на фоне фантасмогоричных картин Добродия. Интересно, что во всех работах Добродия присутствуют колонны, спиральные башни и фигуры людей с одинаково вытянутыми лицами. «Какие фигуры, – говорит создатель, – такие и лица, другие здесь бы не прижились. Атмосфера картин создает образы, ее населяющие.» В художественной галерее «Ирена» (г. Киев, ул. Артема, 35) можно увидеть 16 работ художника, выставка продлится до 26 апреля. |
ВЫСТАВКИ Современное японское декоративно-прикладное искусство – это новый взгляд мастеров Страны восходящего солнца на суть традиционного материала. В экспозиции представлены керамика, крашеная ткань, лаковые изделия. Неповторимую волшебную гамму работам придают яркие насыщенные цвета, инкрустирование золотыми и серебряными нитями. Другой характерной особенностью является выразительность, скромная изысканность работ, когда простые элементы создают ощущение глубинной мягкости и спокойствия. Примеры – керамика, шершавая, как сама глина, деревянные изделия, передающие дыхание натурального дерева, мягкие и почти теплые лакированные произведения. Но, пожалуй, самым запоминающимся и необычным выступает намеренное искажение, деформация посуды и прочих изделий. Нарушая правильную форму, например, круга или квадрата, автор тем самым выражает красоту, прячущуюся под идеальным, красоту, воспринимаемую сердцем, которую невозможно исказить разумом. Подобный прием чаще всего присутствует в чайных приборах и, по мнению японских искусствоведов, является (как и многое в чайном деле) до конца не осознаваемым для Запада. Пресловутая японская утонченность в деталях, техническая безупречность произведений свидетельствуют о мастерстве художников, придают изделию и эстетический изыск, и художественное качество. Японское искусство во всех его проявлениях стремится к мастерскому совершенству и внутренней гармонии. Выставка современного японского декоративно-прикладного искусства проходит в рамках мероприятий, посвященных 10-летию установления дипломатических отношений между Японией и Украиной в Национальном музее им. Т. Шевченко (г. Киев, бульвар Т. Шевченко, 12) до 21 апреля. |
ВЫСТАВКИ Поэтичные акварели Григория Сокиринского безупречны по художественному уровню. Они по праву вошли в сокровищницу отечественного изобразительного искусства. Именно жанру акварели – по мнению искусствоведов, наиболее сложному из всех живописных техник – Григорий Сокиринский отдал лучшие, самые вдохновенные часы, дни и годы творчества. Как это ни парадоксально, но именно в тяжелые годы Великой Отечественной войны (тогда он жил в Ашхабаде) в полную силу проявился замечательный талант художника-акварелиста. Десятилетия спустя он вновь возвратится в Среднюю Азию, посетит Самарканд, Хиву, Бухару и вновь воссоздаст дивную своеобразную красоту этого края с его древними тысячелетними памятниками на акварельных листах. Он вообще любил путешествовать, умел находить особые средства выразительности и художественные штрихи, чтобы передать в своих работах своеобразие знойной и чувственной красоты Крыма, несколько холодноватую изысканную прелесть Прибалтики, широкое раздолье волжских просторов. Как отмечает искусствовед Л. Сак, «Григорий Сокиринский был пейзажистом широкого диапазона – с собственным, четко выраженным мировосприятием, индивидуальной творческой манерой». И все же, пожалуй, самой трепетной, нежной и непреходящей любовью для художника всю жизнь оставался Киев, в ландшафтах которого переплелись воедино модерн и тысячелетняя история, и широкие, раздольно раскинувшиеся «просторные» пейзажи центральной Украины. Глубокая поэтичность этих работ легко, ненавязчиво, деликатно напоминает нам о том, сколь прекрасный мир нас окружает. Выставка акварелей Григория Сокиринского экспонируется в Национальном художественном музее Украины (г. Киев, ул. М. Грушевского, 6). Она продлится до 28 апреля. |
ТЕАТР Большой театр России – в Киеве. Этот театр приезжает в столицу Украины после пятнадцатилетнего перерыва. Культовая российская труппа вниманию киевлян предлагает оперу М. Мусоргского «Борис Годунов». Создавая это произведение, Мусоргский, помимо пушкинского первоисточника, использовал материалы «Истории Государства Российского» Н. Карамзина и другие исторические документы. Композитор не случайно назвал свое сочинение народно-музыкальной драмой, ибо народные массовые сцены, созданные им с потрясающей силой и размахом, являются едва ли не главным драматургическим стержнем оперы. При жизни автора сценическая судьба его творения – без преувеличения, гениального и практически не имеющего аналогов в мировой оперной литературе – складывалась драматично. Опера с большим трудом была принята к постановке санкт-петербургским Мариинским театром, а впоследствии неоднократно исключалась из репертуара. Лишь спустя полтора десятилетия после смерти автора «Борис Годунов» был возобновлен на сцене частной оперной антрепризы в редакции Н. Римского-Корсакова. Именно с этой постановки началось триумфальное шествие «Бориса Годунова» по сценам музыкальных театров всего мира. На сегодняшний день это одна из самых репертуарных российских опер, неоднократно ставившаяся в самых знаменитых театрах Западной Европы и Америки: миланском «Ла Скала», венской «Штадтс-опере», нью-йоркской «Метрополитен-Опера» и многих других, не менее именитых театров. Гастроли Большого театра России в Киеве – часть крупномасштабного проекта «Русские сезоны в Киеве». Спектакль будет показан 19 и 20 апреля на сцене Национальной оперы Украины. |
ТЕАТР Премьера знаменитого сочинения знаменитого композитора «Петрушка» И. Стравинского – это сама жизнь!», – написал об этом балете современник композитора, его коллега Н. Мясковский в одном из писем. И далее: «Вся его музыка полна такого задора, свежести, остроумия… точно вы в снежно-солнечный, сверкающий масленичный день со всем пылом молодой свежей крови втесались в праздничную, веселую, хохочущую толпу и слились с нею в неразрывное ликующее целое.» Балет, созданный молодым И. Стравинским, и принесший ему первый, и при этом совершенно ошеломляющий успех, действительно поражает уникальным энергетическим зарядом и молодой, рвущейся наружу силой. И хотя история, положенная в основу либретто, достаточно условна и проста, в партитуре сочинения в полную силу проявился великий мастер музыкальной культуры ХХ века, кого при жизни назвали гением. По сюжету во время масленичного разгула старый фокусник показывает оживающих кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих танец среди изумленной толпы. Магия фокусника придала куклам все чувства и страсти людей. Богаче других наделен ими Петрушка… Музыка И. Стравинского, однако, вышла далеко за рамки «кукольной» драмы. Ей свойственна конкретность образов и потрясающая красочность оркестрового письма. (В разделах же, связанных с образом Петрушки, она поднимается до уровня подлинной трагедийности. В данном контексте невольно вспоминается романтическая концепция одинокой личности и равнодушной холодной окружающей среды.) И все же И. Стравинский помнит, что его герои – куклы, и эта авторская ирония придает сочинению совершенно неподражаемую окраску. Балет, впервые показанный с ошеломляющим успехом в начале прошлого века в «Русских сезонах» С. Дягилева в Париже, наконец-то дождался своего часа и на сцене Национальной оперы Украины: 21 апреля состоится премьера едва ли не самого знаменитого сочинения одного из самых знаменитых композиторов ХХ века. |
КИНО Мировая премьера фильма «Царь скорпионов» состоится в Украине 19 апреля. Интересно, что у нас он будет показан даже раньше, чем в стране-создателе, то есть в Америке. «Царь скорпионов» – это приквил, предыстория известных фильмов «Мумия» и «Мумия-2». Продюсеры решили, что встречающийся лишь в эпизодах названных картин царь скорпионов – прекрасная кандидатура для того, чтобы всецело посвятить ей фильм. Соответственно «Царь скорпионов» – это смесь мифов, сказок, реальных и придуманных событий. Действие происходит за пять тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте. Матхайюс, обычный крестьянин, стал воином, чтобы отомстить за разорение своей деревни. Бродя по пустыне, он попадает в другие разграбленные селения, и оставшиеся в живых рассказывают ему, что это была непобедимая армия злобного владыки города Гоморра, правителя Мнемона. Матхайюс выступает лидером народного войска, противостоящего Мнемону. А вскоре Матхайюс становится первым царем Египта… Этот человек обрел признание и могущество, руководствуясь лишь чувством долга. Он был честен перед собой и другими, и его честность была вознаграждена. |
КИНО Реалистичная мелодрама, фильм «Именинница», выходящий в украинский кинопрокат 19 апреля, рассказывает об особенностях национальных отношений британцев и русских. Конфликт ментальностей и культур столь же популярен в современном кино, как и конфликт полов. В «Имениннице» речь идет о конфликте британского и русского мышлений. Национальные особенности британцев и русских, по мнению молодого 35-летнего режиссера Джеза Батерворта, состоят в том, что первые наивные, а вторые – голодные. Русские, чтобы не работать и жить в свое удовольствие, ищут по всему миру богатых простофиль. А британцы, с одной стороны, зажатые развитым феминизмом, а с другой – чрезвычайно строгим законодательством, вынуждены искать жен на бескрайних просторах Сибири. …Один идеалистичный англичанин (Бен Чаплин), пользуясь Интернет-услугами брачного агентства, выписывает себе из России невесту. Прибывшая девушка (Николь Кидман) симпатична, улыбчива и сексапильна. Но по-английски не может связать и двух слов. Ожидания англичанина не оправдались, и он пытается через это же агентство вернуть «заказ» назад, на родину. Но не тут-то было. Тылы новоприбывшей невесты прикрывают два ее старших брата бандитской наружности (Винсен Кассель и Мэтью Кассовиц)… Совмещение в фильме «Именинница» самых рейтинговых сейчас во Франции актеров Касселя и Кассовица с «оскаровской» лауреаткой, американкой Кидман очень неожиданное. Особенно если учесть, что все втроем играют русских. Совершенно разные в жизни актеры пытаются передать одинаково большие проблемы двух стран – Англии и России. Нельзя сказать, что они обходятся без клише, но общее у русских они уловили правильно. Даже московские критики это признали. Вполне вероятно, что адекватно они оценили и англичан, так как в Британии картина стала достаточно успешной. |
КОНЦЕРТЫ Легендарная питерская группа «Аквариум» представляет новый альбом «Сестра Хаос». Все девять песен «Сестры Хаос» написаны Борисом Гребенщиковым, который на протяжении тридцати лет (2002 год – юбилейный для «Аквариума») является бессменной вдохновляющей силой «Аквариума» и в особом представлении, конечно, не нуждается. Но и обойтись без этого невозможно: жизнь Гребенщикова – с детства и до сего дня, неотделима от жизни «Аквариума». Мэтр русского рока Борис Гребенщиков прошел испытание «подпольем» и стадионами, капризами публики и гримасами шоу-бизнеса, как отечественного, так и заокеанского. На концерты Гребенщикова и «Аквариума» стремится попасть уже третье поколение слушателей. Этот феномен столь долгоиграющей популярности сам мэтр объясняет так: «Наша музыка нравится разным поколениям потому, что мы поем о таких вещах, которые никак не меняются: поколения меняются, а некоторые ощущения и чувства – нет». Впрочем, старых песен на концерте публика не услышит (разве что на «бис»), так как вся программа абсолютно новая. В новом альбоме «Сестра Хаос» «Аквариум» продолжает с интересом исследовать традиционную индийскую музыку, больше, чем рок-н-ролльную, и работать с большим количеством разнообразных звуков разных музыкальных инструментов. Здесь использовались и контрабас, и дудук, и орган, и труба, помимо привычных гитар и скрипки, некоторая часть альбома даже была записана в лютеранской церкви Св. Екатерины. Концерт группы «Аквариум» состоится во Дворце культуры КПИ 19 апреля. |