ВЫСТАВКИ Скульптуры обнаженных женщин известного чешского скульптора Иржи Пошвы созданы без излишней идеализации, поэтому они выглядят не всегда эротично. «Идеализированный объект я оставляю другим», – говорит художник. С другой стороны, скульптуры настолько реалистичны, что кажется, художник подсматривает в жизни. Что, на самом деле, так и есть: творчество Пошвы выходит из конкретных ситуаций, и каждая его работа взята из определенного анекдота или случая. Этот художник занимается исключительно фигуративной скульптурой, из материалов предпочитает керамику. Он пытался работать с бронзой, но, по его словам, чувствует все-таки он «по-керамичному», имея в виду объем и обработку. Пошве интересно комбинировать керамический материал с металлом, деревом или стеклом. Поэтому многие его фигурки обязательно держат в руках какие-то предметы, изготовленные не из керамики: в «Справедливости» женщина держит меч и весы, а в «Амазонке» – только меч и т. д. Невероятно оригинальна поверхность всех скульптур – шершавая, а не гладкая, испещренная небольшими трещинками и бороздами, как будто самим фигуркам много лет. Для этого художник специально использует разные окиси металлов, а глазурует скульптуры лишь тогда, когда хочет подчеркнуть отдельную деталь. Одной из самых впечатляющих работ на выставке является «Пани Арчимбольдова»: скульптура женщины с распростертыми руками покрыта рельефами, в которых угадываются разные части тела. Название работы восходит к фамилии известного художника Арчимбольдо, одного из самых любимых Пошвой мастеров изобразительного искусства. По словам мастера, у Арчимбольдо есть рисунок слона, заставивший скульптора создать работу, и она тоже будет выставлена в Киеве. Но что это за скульптура, Пошва не спешит рассказывать до открытия выставки, которую он презентует лично. Для этого Пошва специально приезжает из Праги. Всего будет экспонироваться 31 скульптура. Выставка работ Иржи Пошвы откроется 17 апреля в галерее «Город N» (г. Киев, ул. Владимирская, 46). Автор благодарит Чешский центр за помощь в подготовке материала. |
ВЫСТАВКИ Ювелирные работы стилизованные под старину, представил в галерее «Дiм Миколи» Сержан Баширов. Сержан Баширов питает особое пристрастие к языческому прошлому своего родного Казахстана. Оно оживает в его работах – панно из белого войлока, украшенные серебряными монетами и серебряными декоративными элементами. Причем монеты эти из разряда тех, которые казахские девушки когда-то вплетали в косы, и напоминают о языческой старине. В своих творениях Сержан Баширов реконструирует языческие реликвии и предметы языческого быта. Для его работ необычайно значима их ювелирная отделка. Кстати, в Казахстане и за рубежом Баширов известен также как ювелир, а его работы стабильно успешны в Европе. Он – участник многих международных проектов, и сейчас его произведения выставляются в Италии. Вниманию киевских зрителей Баширов представляет постмодернистскую интерпретацию языческого прошлого своей родины, в некотором роде – стилизацию. Эта старина, или стилизация под старину, оживает и в его ювелирных работах – кольцах, серьгах и прочих украшениях. Выставка ювелирных и художественных работ «Керуэн» («Караван») продлится в галерее (г. Киев, ул. И. Мазепы (бывшая Январского восстания), 13 до 18 апреля. |
ВЫСТАВКИ Графика «Искусство экслибриса» – первая в Украине экспозиция этого жанра, подготовленная на столь серьезном профессиональном уровне. На ней представлено более ста экслибрисов украинских, российских и западноевропейских графиков XVI-XX столетий из коллекции музея. Дополняют выставку работы из личного собрания председателя Украинского экслибрис-клуба Петра Нестеренко. Экслибрис (от латинского «ex-libris») дословно переводится «из книг». По сути, это охранный лист, который приклеивается на обороте обложки книги. Его непосредственное назначение – указывать на ее принадлежность конкретному человеку. Смысловое – художественными средствами выразительности рассказать о владельце книги. Выполнялись экслибрисы чаще всего в технике ксилографии и гравюры. По словам куратора выставки, искусствоведа Ларисы Амелиной, своеобразие этого жанра состоит в особой эстетике образно-пластического «решения» небольшого листа, призванного воплотить портрет библиофила, его духовную жизнь. Это как бы цепочка между книгой и ее владельцем, между станковой и книжной графикой. В то же время, считает Лариса Амелина, экслибрис, безусловно, становится самостоятельным художественным произведением, лаконичным по содержанию, мастерски выполненным видом графики малой формы. Исторически становление экслибриса, конечно же, связано прежде всего с развитием книгопечатания. Его «родиной» (как, собственно, и книги) принято считать Германию. Этому жанру отдали дань выдающиеся мастера эпохи Возрождения (Дюрер, Кранах, Гольбейн), позже, в XVIII веке, Буше и Хогард. Старейший экспонат выставки, демонстрирующейся в Национальном художественном музее, – геральдический знак 1594 года Михала Шпановского, писаря Чешского королевства. Достаточно объемно представлена немецкая школа экслибриса второй половины XIX века, которую принято считать предтечей экспрессионизма в этом жанре (работы Э. Деплера, Г. Отто, Г. Барлезиуса, Б. Панкока). Как бы «экспозицию в экспозиции» образуют графические листы выдающихся российских мастеров Е. Лансере, Д. Митрохина, В. Фаворского, Л. Пастернака. И, конечно же, отдана дань уважения замечательным отечественным мастерам этого жанра: Г. Нарбуту, В. Кричевскому, Е. Сахновской. Компактная, камерно «звучащая» экспозиция, к тому же оформленная с отменным чувством вкуса и стиля, безусловно, удовлетворит интерес самых искушенных эстетов, знающих толк в столь древнем, сколь и современном искусстве, как экслибрис. 14 апреля в Национальном художественном музее Украины состоится круглый стол «Поговорим об экслибрисе…». Выставка «Искусство экслибриса» проходит в художественном музее Украины (г. Киев, ул. М. Грушевского, 6) и продлится до 12 мая. |
КОНЦЕРТЫ Пианист с мировым именем народный артист России, профессор Дмитрий Башкиров (Россия-Испания) гастролирует по всему миру, выступая с лучшими оркестрами Европы и Америки. В годы юности Башкирову пришлось пройти горнило конкурсов: в 1955 году он стал победителем Международного конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже. По признанию пианиста, этот успех был несколько неожиданным даже для него самого, тем не менее именно он открыл ему дорогу на большие концертные сцены. Практически все последующее время исполнительское искусство пианиста отмечено неустанным самоусовершенствованием. Непрестанная эволюция является, пожалуй, наиболее характерной чертой Дмитрия Башкирова – не просто прекрасного пианиста – художника, поэта фортепиано. В этом плане любопытно сопоставить отзывы о его игре, относящиеся к различным периодам. Вот как, к примеру, в конце 1950-х отзывался о своем ученике его педагог по Московской консерватории, великий музыкант прошлого столетия А. Б. Гольденвейзер: «У него есть свойство, которому трудно научить: исполнительский талант, способность своим исполнением увлекать аудиторию. На эстраде Башкиров дает лучшее, на что он способен. Превосходны его виртуозные данные, слух… В студенческие годы в его игре нередко отсутствовало чувство меры, бывали преувеличения… Упорный труд, постоянный самоконтроль помогли Башкирову в поисках простоты выражения». А вот фрагмент рецензии на один из концертов пианиста из журнала «Советская музыка» спустя два с половиной десятилетия: «У этого артиста свое лицо, свой путь, свое слово, доходящее до слушателя… Артистичность, тонкая интуиция и «разум, освещающий чувство» (по Гете) характеризуют облик одного из самых ярких наших пианистов». Нередко артисты с годами становятся более рационалистичными, более расчетливыми, сдержанными в проявлении эмоций. Дмитрию Башкирову, удивительное дело, и до сих пор удалось сохранить ярчайшую эмоциональность, окрыленность, первозданную увлеченность самим процессом музицирования. На сегодняшний день искусство пианиста получило мировое признание. Он гастролирует по всему миру, выступая с лучшими оркестрами Европы и Америки, возглавляет Высшую школу музыки Королевы Софии в Мадриде. Перед киевской публикой Дмитрий Башкиров выступит с очень неординарной программой: он познакомит слушателей с собственной фортепианной транскрипцией Концерта для скрипки с оркестром Л. Бетховена. Во втором отделении симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры исполнит Симфонию №2 С. Рахманинова – одно из популярнейших сочинений российского композитора, созданное в годы расцвета его дарования. Концерт пройдет при поддержке Фонда содействия развитию искусств в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 18 апреля. |
КОНЦЕРТЫ Премьера хоровой партитуры Stabat mater – украинского композитора Анны Гаврилец обещает стать «изюминкой» концерта, который состоится в Национальном доме органной и камерной музыки 16 апреля. Этот концерт пройдет в Киеве в рамках XII международного фестиваля «Музыкальные премьеры сезона». Программу из произведений украинских и канадских композиторов представят национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», муниципальный камерный хор «Крещатик» и хор Киево-Могилянской академии. Сочинение Анны Гаврилец Stabat mater для хора и камерного хора откроет программу вечера. Одна из наиболее интересных и неординарных украинских композиторов среднего поколения, лауреат Международного конкурса композиторов им. И. Коць и М. Коць и Национальной премии Украины им. Т. Шевченко, Анна Гаврилец – именно в жанрах академической музыки – достаточно долго отдавала предпочтение инструментальным формам. Две симфонии, Концерт для альта с оркестром, струнные и саксофонные квартеты, квинтет для духовых, созданные ею, казалось бы, достаточно четко закрепили за Анной амплуа мастера разнообразных инструментальных жанров. Увы, а, может быть, и к счастью, талантливый человек всегда непредсказуем. Анна Гаврилец блестяще подтвердила эту, казалось бы, достаточно банальную истину, приняв участие в конкурсе композиторов «Духовные псалмы», который проходил в позапрошлом году в рамках хорового фестиваля «Златоверхий Киев». Все три произведения, представленные ею на это состязание, были отмечены премиями (Гран-при в номинации смешанные хоры, первая и третья – соответственно в номинациях мужской и женский коллективы). По утверждению же директора фестиваля «Златоверхий Киев» Николая Гобдыча, Анна Гаврилец на сегодняшний день – один из наиболее талантливых отечественных хоровых композиторов, обладающий к тому же огромным творческим потенциалом. Неудивительно, что премьера ее новой хоровой партитуры – Stabat mater – обещает стать «изюминкой» не только данного концерта, но и фестиваля «Музыкальные премьеры сезона» в целом. Продолжит программу хоровое произведение канадского композитора Винсента Пейса Domine spiritus. С его творчеством украинский слушатель пока что незнаком, по словам же художественного руководителя «Киевской камераты» Валерия Матюхина, партитура этого опуса достаточно привлекательна и тяготеет к стилистике поставангарда. Прозвучит также Концерт для кларнета с оркестром Александра Левковича (солист – Виталий Альфавицкий), посвященный руководителю «Киевской камераты». В прошлом украинский композитор, Александр Левкович в последние годы живет и работает в Канаде, тем не менее его сочинения время от времени появляются на афишах международных музыкальных фестивалей, которые проходят в Украине. И в заключение программы прозвучат несколько новых опусов Виктора Степурко – опытного мастера хорового письма, произведения которого в большинстве случаев отличает ясность и стройность письма, лаконичность форм, прекрасное ощущение природы вокала. Программой вечера будет дирижировать заслуженный деятель искусств Украины Валерий Матюхин. |
КОНЦЕРТЫ Органист мирового уровня, один из крупнейших специалистов в области бароккового западноевропейского искусства, профессор Бергард Билетер (орган, клавесин) выступает с сольными концертами 15 и 19 апреля в Национальном доме органной и камерной музыки Украины. Солист-органист крупнейшей цюрихской Kirche zu Predigern, профессор Цюрихского университета и руководитель класса органа Цюрихской музыкальной академии, Бергард Билетер стоял у истоков современного музицирования на аутентичных инструментах XVIII столетия – с одной стороны. С другой – это универсал, досконально и в высшей степени профессионально владеющий всеми типами клавишных: от современных (рояля и органа) до различных модификаций старинных (клавесин, клавикорд). Именно эта, совершенно потрясающая по своему объему знаний, навыков и умений универсальность позволяет Бергарду Билетеру создавать совершенно беспрецедентные концертные циклы, как, скажем, исполнение в полном объеме клавирного наследия И.-С. Баха (а это – несколько сот произведений) на аутентичных инструментах XVIII века. Впрочем, энциклопедическая эрудиция музыканта не исчерпывается доскональным знанием старинного искусства. Бергард Билетер великолепно ориентируется в различных пластах европейской музыкальной культуры. Именно благодаря этому качеству его нередко приглашают крупнейшие европейские издательства в качестве редактора столь масштабных проектов, как, например, выпуск двенадцатитомного полного собрания сочинений Й.-Г. Райнбергера – немецкого композитора-романтика, чье возвращение после долгих десятилетий полного забвения в контекст современной художественной жизни на Западе рассматривают как едва ли не главное эстетическое открытие конца ХХ-начала XXI века (причем это событие совершенно справедливо связывают с деятельностью Бергарда Билетера). Программы, которые швейцарский музыкант предлагает вниманию киевской публики, также с полным правом можно назвать открытием. Ибо Бергард Билетер (за редким исключением) представляет совершенно неизвестные, практически не исполняемые в Украине сочинения. Концертная программа 15 апреля – полностью органная – презентует сочинения И.-С. Баха и немецких композиторов-романтиков: О. Барблана, Т. Кирхнера, М. Регера. 19 апреля в исполнении швейцарского музыканта прозвучат клавирные опусы И.-С. Баха и органные композиции М. Регера, О. Мессиана и В. Буркхарда. Бергард Билетер концертирует по всему миру: его гастрольные маршруты простираются от Латинской Америки и США до Израиля, включая практически все европейские страны. В активе музыканта множество компакт-дисков и записей на радио. Его концерты в Киеве пройдут при поддержке Швейцарского культурного фонда «Про Гельвеция». |
ТЕАТР Театр им. Е.Вахтангова представляет спектакль «Весельчаки», который основан на пьесе одного из самых популярных драматургов на Бродвее, американца Нила Саймона. И рассказывает о двух комиках, Вилле Кларке и Алане Люсте, давно вышедших на пенсию. Они не виделись 12 лет и, случайно встретившись, вспоминают о своем былом величии, о звании самых знаменитых комедиантов Америки. Подшучивая друг над другом, они, в конце концов, приходят к решению начать все сначала: вернуться на сцену, покорить публику и критиков, затмить существующих молодых звезд. Но все осложняется их возрастом. Обоих преследует склероз, причем болезнь дает знать о себе в самых неподходящих ситуациях. «Весельчаки» – это комедия, и курьезы, случающиеся с бывшими комиками, заразительно смешны. Собственно об этом говорят и московские критики. Премьера спектакля, поставленного режиссером Андреем Житкиным, состоялась в Москве в октябре прошлого года на малой сцене Театра им. Е. Вахтангова (в репертуаре театра он называется «Веселые парни»). В нем играют известные актеры – Юрий Яковлев, Михаил Семаков, Мария Аронова и Олег Форостенко. Особенно потрясающа игра Яковлева – он даже не играет, а живет в этой роли. Актеру 25 апреля исполнится 74 года, и за его спиной блестящая карьера. Ирония, сарказм, гротеск, фарс – «конек» Яковлева, и даже в преклонном возрасте он способен рассмешить зрителя, «не щекоча его под мышками». Прекрасно играет и Мария Аронова, универсальная (телевидение, кино и театр) актриса, столь же знаменитая в комедийном амплуа, как и в драматическом. (Украинский зритель может помнить ее серьезную и всеми превозносимую роль в спектакле «Дядюшкин сон» во время последних гастролей Театра им. Е. Вахтангова в Киеве. А как комедийная актриса Аронова известна по телесериалу «Клубничка» и классической роли Прони Прокоповны в телеверсии «За двумя зайцами».) В «Весельчаках» ее роль сиделки не самая большая, но запоминающаяся: обилие и афористичность ее шуток – как фейерверк. Впрочем, с ярким фейерверком московские критики сравнивают весь спектакль, который в Киеве Театр им. Е. Вахтангова представит после гастролей в Германии. Гастроли Театра им. Е. Вахтангова состоятся в помещении театра оперетты 20 апреля. |
ТЕАТР Премьера «Свободного театра» – спектакль «Диалог самцов» интересен своей нестандартной постановкой. Самцы – это Морис, мужчина непонятного возраста, и Боб, его кот, которому, как выясняется по ходу спектакля, уже 16 лет. То, что Боб – кот, сначала совершенно непонятно. Даже возникают мысли о нетрадиционной паре, показать их отношения для молодого, почти студенческого театра – безусловная смелость. («Диалог самцов» – четвертый спектакль, поставленный за пять лет своего существования «Свободным театром»). Однако вскоре из продолжительного «мяу» героя становится понятно: Боб – кот и единственный друг-собеседник Мориса. Вместе они с ностальгией вспоминают, кто из женщин бывал в их квартире и как складывались отношения между Морисом, его любовницами и котом. Собственно, весь спектакль соткан из разных историй, в основе которых лежат пьесы и рассказы известных писателей и драматургов: «Рудольфио» Валентина Распутина, «Обыкновенная женщина» Аркадия Аверченко, «Барьер» Павла Вежинова, «Белый ужин» Эдмона Ростана и «Диалог животных» Патрика Бессона. Их замысловато, почти кинематографично смешал Артур Артименьев, художественный руководитель театра и постановщик «Диалога…». Инсценировки очень непосредственны и инфантильны. Экспрессивную роль в спектакле играет кот (Вячеслав Довженко). Причем, именно он, а не его хозяин Морис (Михаил Жонин), и выглядит главным героем. Интересно то, что кот является еще и ангелом-хранителем и одновременно бесом Мориса, его совестью и его соблазном. Этот достаточно банальный ход все же обогащает спектакль, придает ему глубину и образность. Премьера «Свободного театра» – «Диалог самцов» состоится 17 апреля в помещении Театра юного зрителя на Липках. |
ТЕАТР Сценическая версия повести А. Камю «Падение» в исполнении театральной труппы Пьера Табара была показана более трехсот раз в Париже и других городах и неизменно встречала чрезвычайно теплый прием публики. 19 апреля постановку смогут оценить и киевские театралы. Выдающийся французский писатель-экзистенциалист, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю – один из наиболее спорных, противоречивых и в то же время великих писателей прошлого века. Именно ему суждено было стать властителем дум нескольких поколений, ибо трудно найти иного художника, сумевшего с такой силой, остротой и обнаженностью отразить самые сложные и острые проблемы своей эпохи, с такой последовательностью всегда и вопреки всему защищавшего человека и человечность. «Падение» – одно из последних произведений А. Камю, созданное им в 1956 году: за год до вручения писателю Нобелевской премии и за четыре до его кончины. Повесть построена как монолог главного героя – бывшего адвоката, который пытается свои проблемы «подвести» под общую концепцию изначального всеобщего несовершенства человеческой природы. Писатель бескомпромиссно исследует проблему «падения», пытаясь ответить на вопрос, как и почему человек становится носителем зла. В этом произведении воплотилось понимание поздним А. Камю экзистенциализма как «философской позиции, которая сводится к психологическому самообнажению, дающему возможность демонстрировать всему миру сознание собственной ничтожности, падению в полном отрыве от главных социальных конфликтов, от реального влияния на окружающий мир». Сценическую версию «Падения» Пьер Табар (режиссер-постановщик и исполнитель главной роли) осуществил в 1994 году в Монреале. Гуманистический пафос и «болевые точки» литературного первоисточника в его интерпретации оказались удивительно актуальными. Очень высокую оценку этой работе дала великая актриса и режиссер, живая легенда французского театра Катрин Селерс: «Неистовый, отчаянный поиск истины, который приводит к осознанию человеческой ничтожности, – вот что составляет суть спектакля. Объемные, многомерные контрасты главного героя, кажется, аккумулируют множество великих мифов: о Дон Жуане, Иисусе Христе, Иуде, Иоанне Крестителе и Сизифе. В этом спектакле мы находим все острейшие проблемы современности: справедливость и вину, великодушие и милосердие». Театральную труппу Пьера Табара в Киеве представляет Французский культурный центр. Спектакль состоится в Доме учителя (г. Киев, ул. Владимирская, 57). |
КИНО Исторический фильм «Дети века» – французская романтическая драма с вполне конкретными историческими персонажами: писателями Альфредом де Мюссе и Жорж Санд. Она переносит зрителя в 30-е годы XIX века во Францию, когда на каждом углу Парижа стояли баррикады, а по улицам текла кровь. Как раз в то время Альфред де Мюссе, писатель-вольнодумец, писал в своей книге «Исповедь детей века»: «Мы родились в разрушенном мире. Войны кончились. У нас не было ни славы, ни идеалов. Отчаяние стало нашей единственной религией, а презрение – единственной страстью. Женщины одевались в белое, как невесты, а мы, дети века, ходили в черном, как сироты. И смотрели на них с разверстыми сердцами и богохульством на устах. Я жил в этой пустыне под покровом эгоизма, пока однажды не встретил ее». Этими словами начинается не только книга Мюссе, но и фильм Дианы Кюрис, в котором бунтарь-мужчина встречает бунтаря-женщину – баронессу Аврору Дюдеван, писательницу, известную под псевдонимом Жорж Санд. Она писала то, что думала, но называя мужскую грубость и женскую бесправность своими именами, она тем не менее не стремилась утвердить матриархат или просто уравнять права женщин и мужчин. Санд выступала лишь за открытость и свободу. Ее романы были смелыми, за что парижские критики объявили ей войну. Эта независимость, дерзость и страстность, с которой писательница отстаивала свои взгляды, и привлекли скандально известного талантливого и знаменитого Мюссе. Почти мгновенно двое очень похожих в жизни людей безумно влюбились друг в друга. Все бросив, они отправились в Венецию. Однако они слишком идеализировали свои отношения и через некоторое время расстались… Но продолжали писать пылкие и полные любви письма. Через годы Мюссе и Санд встретились. И все повторилось… «Страдание, как время – его надо приручить», – говорит в фильме художник-гений Делакруа писательнице, рисуя знаменитый, оставшийся в веках ее портрет. Санд испила чашу страданий до дна, так и не приручив их. Но «это была истинная любовь», говорит она в финале. Отношения одной из самых блестящих пар XIX века Жорж Санд и Мюссе в фильме идеально передали актеры Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель. Бинош – чуть ли не самая яркая звезда на небосклоне нынешнего кинематографа Франции. Звезда Мажимеля засияла после самого скандального фильма 2001 года «Пианистка». (Кстати, после этого фильма между актерами начался очень непростой, но чрезвычайно бурный роман, так и не закончившийся брачным союзом, хотя Бинош родила от Мажимеля дочь). Они в полной мере передали бурю эмоций, лавину чувств двух влюбленных. Редакция благодарит магазин «Хай-фай клуб» за помощь в подготовке материала. |