Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:
– В Украине нет классического парламентского большинства и классической парламентской оппозиции. На Западе, а также в парламентско-президентских республиках принято так: если ты не в правительстве, значит в оппозиции или наоборот. У нас бывают такие парадоксы, когда отдельные центристские фракции, имеющие своих представителей в Кабмине, например, голосуют против принятия кабминовского варианта бюджета во втором чтении и фактически становятся в оппозицию к тому правительству, которое они представляют. Есть и другие примеры, когда оппозиционные силы голосовали за назначение на пост премьер-министра Анатолия Кинаха. Президент, когда получает поддержку на выборах, и за него, как правило, голосуют независимо от партийной принадлежности, тем самым получает поддержку своего политического курса. А оппозиционность политиков в Украине определяется отношением к ныне действующему президенту. Поэтому у нас нет таких терминов, как «правящая партия», «правящая коалиция», а есть термин «партия власти», то есть партия, которая поддерживает президента и за это рассчитывает получить определенный статус в исполнительной власти. Если рассматривать будущее положение политических сил в парламенте в таких терминах, то, скорее всего, там будет три влиятельных центра силы: блок «Наша Украина», который займет мягко-оппозиционную позицию; блок пропрезидентских партий, включая «ЗаедУ», ПЗУ, СДПУ(о), «Жiнки за майбутнє»; и блок оппозиционных партий, который представят КПУ, СПУ и блок Юлии Тимошенко. Между этими центрами и политическими силами будет идти игра, и от того, к кому присоединится блок Ющенко «Наша Украина», точно станет понятна конфигурация большинства в новом парламенте.
Василий Магас, эксперт Института реформ:
– Парламентська бiльшiсть може органiзовуватись за критерiєм розумiння i вiдданностi певнiй системi принципiв. В Українi полiтична боротьба реально ведеться мiж тими, хто є при владi та їхнiми опонентами. Першi органiзованi виключно за iнтересами. Другi або за iнтересами, якi не збiгаються з першими, або за нечiтко сформульованими цiлями. Оскiльки комунiсти, виступаючи в ролi полiтичного апендикса, у будь-якому випадку набирають значну частину голосiв, то нi влада, нi опозицiя сформувати бiльшiсть буде неспроможна. Надалi в парламентi України можлива ситуативна бiльшiсть. В її основi лежатиме або збiг iнтересiв, або збiг неприязнi щодо чиїхось iнтересiв. Полiтична сила, яка була би об’єднана вiдданiстю певнiй системi принципiв i вiд якої можна було б очiкувати певної послiдовної полiтики, поки що в Українi не народилася.
Инна Пидлуцкая, руководитель международных программ Украинского независимого центра политических исследований, президент фонда «Европа XXI»:
– Естественно, все будет зависеть от того, кто пройдет в парламент. На сегодня мы можем говорить о том, что в парламент пройдут 7-8 политических партий и кандидаты-мажоритарщики, они будут разделены очень эффективно в основном между теми партиями, которые вольются в так называемое новое большинство в парламенте. На мой взгляд, костяк нового большинства ВР составят пропрезидентские партии, при этом, кто именно войдет в оппозицию, сейчас ответить трудно. Я думаю, что она будет в значительной мере отличаться от той оппозиции, которую мы имели в предыдущем парламенте. Мне кажется, что из партий и блоков, не вошедших в парламентское большинство, произойдет отток депутатов в те фракции, которые создадут большинство в парламенте. То есть оппозиция будет весьма малочисленной в Верховной Раде (конечно, если таковой не считать КПУ). Я не склонна рассматривать именно эту силу как постоянную оппозицию. И большинство, и оппозиция в большей мере будут ситуативны. Появится значительное количество мигрирующих депутатов, которые ситуативно проголосуют либо вместе с так называемым большинством, либо воздержатся.
Ростислав Павленко, руководитель департамента политико-правовых исследований международного института сравнительного анализа:
– На мой взгляд, отношения между большинством и меньшинством ВР определятся тем, как именно и на какой основе оно сформируется.
Если это будет большинство, не связанное с формированием правительства, то оно будет нестойким, возможны переходы фракций из большинства в меньшинство и обратно. Особенно если премьер-министр представит собой яркую политическую фигуру, то большинство долго не продержится и, скорее всего, распадется на каком-то принципиальном голосовании. Если же новое правительство будет формироваться с учетом расстановки политических сил в парламенте, на основе парламентского большинства, тогда интрига переместится на период сразу после выборов. Как именно и кто распределит министерские портфели, и насколько основные игроки, то есть «ЗаедУ» и «Наша Украина» смогут договориться о том, кто именно будет претендовать на ключевые посты, станет одним из главных вопросов.
Если говорить об оппозиции, то опять же, очень много зависит от того, на каких основаниях она сформируется, и что, собственно, будет представлять собой большинство ВР.
Если это будет такое же «рыхлое» парламентское большинство, каким оно было в предыдущем парламенте, то вряд ли оппозиция сможет иметь особое влияние, начиная с распределения комитетов в ВР и заканчивая конструктивными программами.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– Совершенно неясно, кто сформирует большинство, и соответственно непонятно, кто будет в оппозиции. Например, если большинство формирует «ЗаедУ» вместе с Ющенко, то в оппозиции будут социал-демократы, коммунисты, Мороз и, возможно, Тимошенко. Если большинство ВР будут формировать «За единую Украину» вместе с коммунистами, то в оппозиции – все остальные. Заранее сказать трудно, тут нет ясной картины. Думаю, в чистом виде большинства от партии власти в Верховной Раде не будет. Для того чтобы «ЗаедУ» собрала вокруг себя большинство, ей нужно идти на компромисс с одной из двух крупных фракций – либо с «Нашей Украиной», либо с коммунистами. В зависимости от этого станет ясно, кто будет в роли оппозиции.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– На мой взгляд, нет оснований для большинства, нет сил, которые создадут большинство в ВР. Я думаю, что парламент будет хаотизирован и в нем сложится четыре сегмента. Первый – коммунистический, формально выступающий в роли оппозиции, но реально играющий с президентской администрацией на меркантильной основе. Они будут решать собственные вопросы с помощью сепаратных торгов. Второй сегмент парламента – антипрезидентский. На мой взгляд, в него войдут блок Ю. Тимошенко, блок В. Ющенко, а также партия А. Мороза плюс в достаточно большом количестве – порядка 50-70 депутатов-мажоритарщиков, разделяющих мнение оппозиции. И это ярко выраженный антипрезидентский сегмент в Верховной Раде. Третий сегмент – «болото», создаваемое псевдогруппами, не входящими в президентский сегмент. И четвертый сегмент ВР – это пропрезидентские силы. Однако парламентским большинством они не станут. И в этом, мне кажется, как раз и состоит уникальность и особенность будущей Верховной Рады.
Антипрезидентский и пропрезидентский сегменты приблизительно равны по силам. И между собой будут жестко противоборствовать. Пропрезидентский сегмент выступит за имплементацию решений референдума, антипрезидентский – за импичмент президента. Вокруг этого и развернется борьба. Поэтому, на мой взгляд, в парламенте не будет ни большинства, ни меньшинства, а только силы, оппозиционные режиму, и силы, поддерживающие режим.
Виктор Небоженко, политолог:
– Эти два политологических термина будут иметь два значения. В одном случае речь идет о так называемом техническом большинстве и технической оппозиции, когда совершенно разные политические силы договорятся о голосовании по поводу руководящих органов Верховной Рады, то есть по кандидатурам спикера ВР, вице-спикера и по ключевым комитетам. Тут могут быть невероятные комбинации: от изощренных контактов блока «Наша Украина» с коммунистами до взаимодействия «Нашей Украины» и социал-демократов. Здесь возможно все. Те, кто останутся не у дел, будут какое-то время называть себя меньшинством и гордо оппозицией.
А после того, как все это закончится, сформируется действительно какой-то центр власти с ярко выраженным политическим цветом, вот тогда это будет политическая оппозиция и будет политическое большинство ВР. То есть эти вещи надо различать: большинство и меньшинство во время раздела портфелей, и большинство и меньшинство как оппозиция уже во время принятия законопроектов, имеющих политический характер.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:
– В новом парламенте я просматриваю пять основных вероятных групп. Одна из них коммунисты. Четыре остальные сформируются по принципу степени самостоятельности их позиций и степени близости к власти. По сути, они будут представлены двумя неоппозиционными и двумя оппозиционными группами. Одна из них организуется вокруг блока «За единую Украину», другая – вокруг СДПУ(о), третья – вокруг Виктора Ющенко, четвертая – на базе А. Мороза. В зависимости от соотношения сил и поведения лидеров этих групп будет сформирована дальнейшая политическая комбинация в Верховной Раде.
Думаю, что парламентское большинство сформируется достаточно быстро, в него войдут блок «ЗаедУ», СДПУ(о), возможно, и Виктор Ющенко, а оппозиция будет состоять из коммунистов, Мороза и Тимошенко.