Национальный дух и покрой

Глобальные тенденции срабатывают и в таких узкоспециализированных нишах услуг, как изготовление украинского национального костюма.


В последнее время все больше людей хотят приобрести «стрій» (так на украинском языке называется полный комплект одежды, а также обувь и аксессуары), но им трудно это сделать. В нише изготовления национального костюма у нас огромные проблемы, главная из которых – элементарное незнание отечественной традиции декоративно-прикладного искусства, а потому то, что предлагается на рынке, – в основном грубые поделки. Поэтому ставка открывшейся менее года назад мастерской Шляхетний одяг на сохранение аутентичных особенностей национального костюма, подбор качественных материалов и индивидуальную работу с заказчиками является вполне оправданной.

То, что мы привыкли именовать украинским национальным костюмом, зачастую имеет очень отдаленное к нему отношение. По сути, мало кто из нас видел, как носят национальную одежду просто в быту, а еще меньше людей носили такую одежду сами. Научный консультант и совладелец мастерской Шляхетний одяг Руслан Павлюк говорит, что типичное представление о национальном костюме у украинцев сложилось под влиянием двух крайностей – сценической одежды и исторических реконструкций (реконструкторы буквально воспроизводят костюм того или иного исторического периода: ищут ткани того времени, используют тот же крой, техники обработки материалов и проч.). Задание мастерской – найти золотую середину между двумя этими крайностями.

Конечно, в создании одежды в мастерской руководствуются аутентичными образцами. Для этого Шляхетний одяг сотрудничает с музеем им. Ивана Гончара, Полтавским краеведческим музеем, Государственным музеем архитектуры и быта Украины под открытым небом «Пирогово» и частными коллекционерами, одним из которых является Евгений Дмитрук. Но все зависит от того, костюм какого периода хочет сшить себе заказчик. Если это XIX в., то в музеях можно найти артефакты, сохранившиеся с того времени. Ну а если это более ранние эпохи, скажем, период XV-XVIII вв., то естественно, одежды той поры не сохранилось и эксперты мастерской их реконструируют по гравюрам, рисункам, описаниям путешественников и другим документам.

Что касается реконструкции костюма, то для специалистов мастерской главные критерии – разумное соотношение аутентики и современных технологий, а также комфорт заказчика. Действительно, сейчас нет смысла шить обувь точно так же, как это делали в XVII в. Например, сапоги в то время по своей форме не различались на правый и левый, и их сейчас просто не смогут носить.

Если вы захотите иметь у себя 100%-ю реконструкцию костюма какой-нибудь давней эпохи, то этого не получится по объективным причинам. Даже если вы найдете ткани, к примеру, XIX в., то они явно будут в непригодном для ношения состоянии. Широко распространенные в прошлом саета (английское сукно) и китайка (китайский шелк) если и есть на рынке, то они уже не те, что были раньше, – изменилась технология их изготовления. В мастерской Шляхетний одяг используют качественные ткани современного производства, по составу аналогичные тем, которые использовались для пошива аутентичных костюмов.

Самый продолжительный этап в создании «строю» – вышивка, на нее мастерам необходимо два-три месяца. Мастерская сотрудничает с заведующим фондами музея им. Ивана Гончара Юрием Мельничуком, который уже 15 лет занимается украинской национальной вышивкой, и мастерицами его школы. У нас мало кто знает, что наиболее распространенные сейчас вышивки крестиком и гладью – это приемы, привнесенные в Украину в конце XIX в. Однако большинство вышивальщиц работают именно крестиком и гладью и не хотят тратить время на более сложные в исполнении техники, такие, например, как выкалывание или вырезание. А ведь аутентичных приемов вышивки в Украине было очень много: по подсчетам Юрия Мельничука, одних только видов стежков насчитывалось более 200, а еще было более 30 техник их сочетания.

Костюмы, которые шьют в мастерской, повседневными не назовешь, да и стоят они недешево. Над созданием каждого «строю» работает одновременно 15 человек, а длится процесс около четырех месяцев. Но при всем этом в мастерской постоянно есть заказы, в среднем десять в месяц, три из которых – на полный комплект одежды.

Однако сами владельцы мастерской ставят перед собой задачи скорее гуманитарного характера. «В нашей одежде очень сильна идеологическая составляющая, – говорит Руслан Павлюк. – Она побуждает людей к изменению их жизни». Один из заказчиков мастерской после того, как несколько раз надел «стрій», решил брать уроки боя на саблях, дабы освоить правильную динамику движений. Мечта мастеров Шляхетного одягу – одеть в украинские национальные костюмы всех депутатов Верховной Рады. Но это уже из разряда утопии. «Народным избранникам» явно ближе по духу Brioni и Louis Vuitton.

Залишити відповідь