Производители стройматериалов «упали» вслед за строителями, но им нужно держать свои ресурсы под парами, чтобы вовремя ответить на возрождение спроса.
На торжественной церемонии запуска новых мощностей в Соледаре (Донецкая обл.), состоявшейся 22 июля 2008 г., председатель совета основателей группы Knauf заявил: «Мы сделали ошибку, вложив большие средства в модернизацию производства. Ресурсы предприятий Knauf в Украине используются лишь наполовину, в лучшем случае на две трети. Поэтому мы останавливаем свою инвестиционную деятельность в стране до лучших времен – по меньшей мере на два-три года». В Краматорске (Донецкая обл.) остановил работу цементно-шиферный комбинат Пушка. Останавливаются также и другие предприятия или часть производственных линий на них.
Тем не менее некоторые компании, имеющие финансовые ресурсы, продолжают развиваться. Так, Альтцем (Керчь, АР Крым) в марте 2009 г. получит первую партию оборудования для строящегося завода по производству цемента. Первая очередь мощностью 1,5 млн. т будет введена в эксплуатацию в 2010 г., вторая – в 2011-м. Предполагается, что после ввода завода в эксплуатацию его доля на рынке цемента Украины составит 25%. Предприятие входит в состав финансово-промышленной группы Альтком (Донецк) и будет иметь хорошие возможности для экспорта, поскольку располагается рядом с реконструируемым сегодня морским портом «Камыш-Бурун». И вообще, по данным ассоциации Укрцемент, в качестве антикризисных мер многие компании расширяют экспорт цемента. Сама ассоциация разрабатывает для Кабмина предложение по строительству цементно-бетонных дорог, что должно дать отрасли новый рынок сбыта. В целом цементная отрасль надеется на стабилизацию в 2010 г., а на подъем – в 2011-м.
Примерно на такие же перспективы рассчитывают поставщики и производители сухих строительных смесей. Важным событием минувшего года стало открытие в Херсонской обл. завода по производству строительных смесей компании Фомальгаут-Полимин. Он начал работать в декабре. Инвестиции в строительство первой очереди завода составили €3,5 млн., и предполагалось, что они окупятся через четыре года. Сейчас компания оптимизирует свои расходы, но сокращений в ближайшее время не планирует. В 2009 г. по рынку прогнозируются объемы продаж на уровне 2007-го или даже 2006 г.
По оценкам компании Агромат, объем рынка керамической плитки Украины в 2008 г. составил 55 млн. кв. м (около $1,6 млрд. в розничных ценах). Несмотря на значительное снижение темпов роста в IV квартале, повышение в первом полугодии привело к тому, что по итогам года рынок все же вырос на 10% (в натуральном выражении). Среди знаменательных событий 2008 г. в данном секторе следует отметить открытие двух новых заводов по производству плитки: Интеркерамика (Днепропетровская обл.) и Cersanit (Житомирская обл.). Но об удовлетворительной загрузке в текущем году этих и других, ранее созданных, мощностей говорить не приходится. Ожидается снижение доли рынка небольших игроков за счет ухода одних с рынка, а других – перехода от прямых поставок к работе с более крупными дилерами.
Ведущие тенденции в сегменте лакокрасочных материалов – все то же замедление роста продаж и переориентация потребителей на средний и нижний ценовой сегмент. Одновременное падение продаж и уровня рентабельности толкает производителей на повышение цен или снижение качества продукции. Из новых проектов можно назвать открытие компанией Капарол Украина в Днепропетровской обл. завода по производству продукции марки Alpina.
В целом, по прогнозу Personal Analytical Unit (PAU), на рынке стройматериалов ожидается концентрация – мелкие игроки будут поглощены более крупными. При этом доля украинских собственников может заметно сократиться, как это уже произошло в сферах производства цемента и добычи щебня. Позитивный момент – в условиях стагнации рынка велика вероятность того, что будет происходить качественный рост операторов.