Производители стройматериалов «упали» вслед за строителями, но им нужно держать свои ресурсы под парами, чтобы вовремя ответить на возрождение спроса.
Тем не менее некоторые компании, имеющие финансовые ресурсы, продолжают развиваться. Так, Альтцем (Керчь, АР Крым) в марте 2009 г. получит первую партию оборудования для строящегося завода по производству цемента. Первая очередь мощностью 1,5 млн. т будет введена в эксплуатацию в 2010 г., вторая – в 2011-м. Предполагается, что после ввода завода в эксплуатацию его доля на рынке цемента Украины составит 25%. Предприятие входит в состав финансово-промышленной группы Альтком (Донецк) и будет иметь хорошие возможности для экспорта, поскольку располагается рядом с реконструируемым сегодня морским портом «Камыш-Бурун». И вообще, по данным ассоциации Укрцемент, в качестве антикризисных мер многие компании расширяют экспорт цемента. Сама ассоциация разрабатывает для Кабмина предложение по строительству цементно-бетонных дорог, что должно дать отрасли новый рынок сбыта. В целом цементная отрасль надеется на стабилизацию в 2010 г., а на подъем – в 2011-м.
Примерно на такие же перспективы рассчитывают поставщики и производители сухих строительных смесей. Важным событием минувшего года стало открытие в Херсонской обл. завода по производству строительных смесей компании Фомальгаут-Полимин. Он начал работать в декабре. Инвестиции в строительство первой очереди завода составили €3,5 млн., и предполагалось, что они окупятся через четыре года. Сейчас компания оптимизирует свои расходы, но сокращений в ближайшее время не планирует. В 2009 г. по рынку прогнозируются объемы продаж на уровне 2007-го или даже 2006 г.
По оценкам компании Агромат, объем рынка керамической плитки Украины в 2008 г. составил 55 млн. кв. м (около $1,6 млрд. в розничных ценах). Несмотря на значительное снижение темпов роста в IV квартале, повышение в первом полугодии привело к тому, что по итогам года рынок все же вырос на 10% (в натуральном выражении). Среди знаменательных событий 2008 г. в данном секторе следует отметить открытие двух новых заводов по производству плитки: Интеркерамика (Днепропетровская обл.) и Cersanit (Житомирская обл.). Но об удовлетворительной загрузке в текущем году этих и других, ранее созданных, мощностей говорить не приходится. Ожидается снижение доли рынка небольших игроков за счет ухода одних с рынка, а других – перехода от прямых поставок к работе с более крупными дилерами.
Ведущие тенденции в сегменте лакокрасочных материалов – все то же замедление роста продаж и переориентация потребителей на средний и нижний ценовой сегмент. Одновременное падение продаж и уровня рентабельности толкает производителей на повышение цен или снижение качества продукции. Из новых проектов можно назвать открытие компанией Капарол Украина в Днепропетровской обл. завода по производству продукции марки Alpina.
В целом, по прогнозу Personal Analytical Unit (PAU), на рынке стройматериалов ожидается концентрация – мелкие игроки будут поглощены более крупными. При этом доля украинских собственников может заметно сократиться, как это уже произошло в сферах производства цемента и добычи щебня. Позитивный момент – в условиях стагнации рынка велика вероятность того, что будет происходить качественный рост операторов.