В «ПинчукАртЦентре» проходит новая выставка. Не такая пафосная, как Reflection, и не столь педантичная, как «Рейн на Днепре» Андреаса Гурски, но зато гораздо душевнее.
Недавно довелось случайно подслушать разговор двух девушек, спускавшихся по заснеженным ступенькам. «Осторожно, скользко», – сказала одна. «Ага, не хотелось бы съехать на заднице, – ответила другая, – особенно когда знаешь, сколько в нее вложено «антицеллюлитных» денег».
Эта сермяжная правда из женской жизни открылась мне накануне очередной выставки в киевском «ПинчукАртЦентре». Ее хедлайнер, британка Сэм Тейлор Вуд, говорит о еще более сермяжных вещах. В отношениях с собственным телом она пережила нечто большее, чем разглаживание апельсиновой корки на ягодицах (хотя, раз уж тело – храм, то и это занятие важное и необходимое). В начале 1990-х Вуд входила в знаменитую группу молодых британских художников YBA, главным героем которой стал небезызвестный Демиен Херст. Как и у всех членов группы, взлет ее карьеры пришелся на вторую половину 1990-х. В 1997 г. Сэм вышла замуж за владельца знаменитой лондонской галереи White Cube Джея Джоплинга; на Венецианской биеннале ее назвали самым многообещающим молодым художником; родила дочь… А потом врачи обнаружили у нее рак. Через три года после лечения, в 2000-м, ей поставили тот же диагноз. «Неожиданно мое тело перестало мне принадлежать, – говорила она спустя несколько лет после окончательного выздоровления. – И даже сейчас мой самый большой страх – снова войти в двери больницы».
Отчаянная борьба за собственное тело (шесть месяцев химиотерапии, реконструкция левой груди, акупунктура и строгая диета) не могла остаться в стороне от ее творчества. Главным объектом серии «парящих» автопортретов 2004 г. стала сама Вуд, левитирующая в тревожном сне среди холодного белого пространства в стиле лофт. Художница фотографировала себя подвешенной на стропах в своей лондонской студии, а потом чистила изображение на компьютере, доводя его до такого состояния, что человек, рассматривающий фотографию, пребывал в меланхолическом отчаянии. Судя по всему, смерть – один из главных вопросов, терзающих британских художников. Когда жизнь на земле налаживается (кризис – дело временное), становится непонятно, зачем умирать.
Экспозиция Сэм Тейлор Вуд в «ПинчукАртЦентре» состоит из 28 произведений, причем не только философских. Одна из самых впечатляющих работ – видеоинсталляция «Выдох», презентованная в лондонской White Cube в октябре минувшего года: восемь экранов в темном зале, на которых 56 музыкантов оркестра ВВС без инструментов имитируют исполнение Opus.sigh, специально сочиненного композитором Энн Дадли.
Если добавить сюда роскошную экспозицию «21 Россия», разместившуюся на четвертом и пятом этажах, а также скромный уголок японца Кейта Сугиура, обласканного мировой арт-звездой Такаши Мураками, нынешняя выставка «ПинчукАртЦентра» сильнейшая за последний год.
Русские сливки
Над проектом «21 Россия» в «ПинчукАртЦентре» работали больше года. Это собрание коллекционных работ 21 российского художника демонстрирует, что представляет собой современное искусство России эпохи 2000-х. «Лично мне было более интересно русское искусство 1990-х, – говорит куратор проекта Александр Соловьев. – Сегодня не только русское, но и все мировое искусство, на мой взгляд, страдает от избытка репрезентативности – гламура, что ли. Новое искусство переместилось в зону истеблишмента. Это тоже нужно. Но, может быть, благодаря сакраментальному слову «кризис» художники станут больше говорить о концептуальных и глубинных вещах, а не о том, «как мы были представлены на ArtBasel, FIAC и т. д.».
Сливки современного российского искусства в «ПинчукАртЦентре» представлены картинами Владимира Дубосарского и Александра Виноградова («Вдохновение», «Beatles в Москве»), потрясающей работой группы «АЕС+Ф» («Последнее восстание»), скандальной фотографией «Целующиеся милиционеры» группы «Синие носы», работами Валерия Кошлякова из серии «Саркофаг» и другими не менее достойными артефактами.