В «ПинчукАртЦентре» проходит новая выставка. Не такая пафосная, как Reflection, и не столь педантичная, как «Рейн на Днепре» Андреаса Гурски, но зато гораздо душевнее.
Недавно довелось случайно подслушать разговор двух девушек, спускавшихся по заснеженным ступенькам. «Осторожно, скользко», – сказала одна. «Ага, не хотелось бы съехать на заднице, – ответила другая, – особенно когда знаешь, сколько в нее вложено «антицеллюлитных» денег».
Отчаянная борьба за собственное тело (шесть месяцев химиотерапии, реконструкция левой груди, акупунктура и строгая диета) не могла остаться в стороне от ее творчества. Главным объектом серии «парящих» автопортретов 2004 г. стала сама Вуд, левитирующая в тревожном сне среди холодного белого пространства в стиле лофт. Художница фотографировала себя подвешенной на стропах в своей лондонской студии, а потом чистила изображение на компьютере, доводя его до такого состояния, что человек, рассматривающий фотографию, пребывал в меланхолическом отчаянии. Судя по всему, смерть – один из главных вопросов, терзающих британских художников. Когда жизнь на земле налаживается (кризис – дело временное), становится непонятно, зачем умирать.
Экспозиция Сэм Тейлор Вуд в «ПинчукАртЦентре» состоит из 28 произведений, причем не только философских. Одна из самых впечатляющих работ – видеоинсталляция «Выдох», презентованная в лондонской White Cube в октябре минувшего года: восемь экранов в темном зале, на которых 56 музыкантов оркестра ВВС без инструментов имитируют исполнение Opus.sigh, специально сочиненного композитором Энн Дадли.
Если добавить сюда роскошную экспозицию «21 Россия», разместившуюся на четвертом и пятом этажах, а также скромный уголок японца Кейта Сугиура, обласканного мировой арт-звездой Такаши Мураками, нынешняя выставка «ПинчукАртЦентра» сильнейшая за последний год.
Русские сливки
Сливки современного российского искусства в «ПинчукАртЦентре» представлены картинами Владимира Дубосарского и Александра Виноградова («Вдохновение», «Beatles в Москве»), потрясающей работой группы «АЕС+Ф» («Последнее восстание»), скандальной фотографией «Целующиеся милиционеры» группы «Синие носы», работами Валерия Кошлякова из серии «Саркофаг» и другими не менее достойными артефактами.